ЭССЕ по искусствоведению
(в части изобразительного искусства)
в режиме самообразования
- 1 –
При оценке творчества художников в целом и роли/значения изобразительного искусства следует принимать во внимание следующие аспекты:
- а) ЧТО изображается;
- б) КАК изображается;
- в) ЗАЧЕМ изображается;
- г) уровень мастерства (техники);
- д) связь с эпохой, школой, временем.
- 2 –
При оценке конкретного произведения (картины) или конкретного художника искусствоведы учитывают следующие аспекты (критерии, особенности):
а) сюжет (характер изображенного, описание предмета или сцены, события): о чём картина. Сюжет, как и прочие критерии, тесно связан с идеей, которую художник стремится передать, донести. Классификация сюжетов породила жанры: пейзаж, портрет, натюрморт и т.д.
б) стиль (прием передачи изображения, выбранный художником).
Стили на протяжении тысячелетий существования изобразительного искусства менялись, развивались, перемешивались. В теории искусствоведения различают десятки стилей.
в) композиция (ЧТО изображено, как расположено на холсте, как детали соотнесены друг с другом; каким образом передано изображаемое – и здесь важны стили).
г) перспектива (какой прием передачи перспективы использован): композиция может показывать, что взгляд художника остается в рамках картины, а может быть вынесен за пределы картины. Всё это помогает передать глубину пространства.
д) цвет (использование цвета направлено на передачу идеи, на общее восприятие картины зрителем): в картине может быть много разных красок, а может быть мало и даже одна, с оттенками.
е) пропорции (размеры изображаемых предметов в соотношении друг с другом могут быть логичными, реальными, а могут быть намеренно искаженными, утрированными): например, в портрете увеличена или уменьшена голова.
ж) динамика/движение (изображение, или объемы, могут быть переданы как статичные или, наоборот, как куда-то устремленные, находящиеся в движении): например, бегущий человек – это явно динамичное изображение, или, скажем, изображение молнии тоже придает динамичность.
Занятия изобразительным искусством в детском саду
... ребенку глубже осмыслить процесс изображения. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ВИДЫ Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране придают большое значение. Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства — отражение действительности в ...
з) техника (способы нанесения краски на холст, состав красок и т.п. – для оценки этой стороны произведения нужно знать «внутреннюю кухню» художника).
Посредством всех указанных особенностей художник передает главную ИДЕЮ, заложенную в произведение.
И, конечно же, нужно учесть, что во все времена художники старались писать так, чтобы картины продавались. Это означает, что задачей художника было не только сказать что-то новое и по-новому, но и создать вещь, которая будет нравиться потребителю.
- 3 –
Живопись в привычном нам понимании (как живопись масляными красками) появилась, оказывается, только в XV веке. Затем изобразительное искусство стало профессиональным ремеслом (примерно таким же, как изготовление обуви).
С XVIII века в обиход вошли художественные салоны, на которых картины показывались и продавались.
Однако стремление передать на плоскости зримый мир человечество продемонстрировало тысячи лет назад. Примеры – многочисленные наскальные рисунки. Самые известные рисунки – в пещере Ласко во Франции (15 тысяч лет назад).
Первоначальными стилями, как я понял, были стиль РЕАЛИЗМА (НАТУРАЛИЗМА).
Наверное, РЕАЛИЗМ и нужно признать в качестве классического стиля. Главное в изображении было насколько это изображение истинно : истинность изображаемого; натура. Еще есть деление древней живописи на простую и сложную. Картина в пещере Ласко – это попытка передать в стиле реализма доступной тогда техникой окружающий мир. Реализм несет некую повествовательность.
Уже в древности выявились два направления в живописи: ЧТО передать на плоскости – ПРЕДМЕТ или ИДЕЮ ПРЕДМЕТА. Например, человека пытались изобразить близко к реальности (насколько хватало умения) или же изображали в виде вертикальной черты, к которой пририсовывались круг-голова и черточки-ножки, черточки-ручки; налицо условность предмета, стилизация.. Иногда такой стиль называют символической живописью, иногда – ГЕОМЕТРИКОЙ (симметрия в изображениях в Древней Греции 9 века до н.э.)
Затем изображения появились на папирусах, керамике и т.п. Известны изображения на гробницах в Египте (14-15 вв. до н.э.).
На Востоке – Индия, Иран, Китай – распространение получили разные школы миниатюрной живописи.
Период живописи до 6 в. до н.э. называют АРХАИКОЙ.
Изобразительное искусство с давних времен смотрело на мир либо с мирской точки зрения, либо с религиозной. Религиозное направление оформилось как иконопись (со своими канонами).
Многие стили в живописи совпадают с соответствующими стилями в других видах искусства (архитектура, скульптура и т.д.).
В некоторых случаях встречаются смешанные формы передачи изображения, к примеру, гризайль – вид живописи, где портрет имитирует скульптурное изображение.
- 4 –
На протяжении последующих веков появились такие, в частности, стили (некоторые из них ушли в прошлое; другие – трансформировались в новые стили; смешались с иными стилями, сохраняя свою узнаваемость, и т.п.):
- маньеризм;
- течение, стиль, противостоящий реализму, классической живописи;
- идёт отход от натуры и классических идеалов;
- особенность художественного взгляда состоит в том, чтобы передать не реальный мир, а свое творческое воображение – отсюда вытянутость фигур, элементы фантастики в цвете и пространстве
- ренессанс; развитие классического стиля в эпоху Возрождения
- барокко (с 16.
в); сложность композиции; насыщенность движением; эмоциональная выразительность
Особенности живописи Японии
... данных вопросов. Целью курсовой работы является выявление особенностей японской живописи на примерах ее основных стилей, а также освещение ее ... Сосны» одной лишь черной тушью с размывами он передал не только таинственную красоту старой сосновой рощи, окутанной ... и свободой, которые свидетельствуют о проникновении в сущность метода, ставшего глубоко органичным в творчестве художника. Пейзажи Сюбуна - ...
- готика
- рококо (с 18.
в. – до 40-ых гг. 18 в., Франция); сложные, изысканные формы, причудливые линии, тонкие оттенки настроений. В России переплелились черты рококо и неоклассицизма
- неококлассицизм (с 18 в.)
- сентиментализм (с 18 в., Англия);
- примеры – художник Рейнолдс, Гойя;
- упор на чувства
- эклектизм (смешение стилей)
- романтизм (с 18-19 вв.); соседствовал с неоклассицизмом.
Основные черты – чувства и фантазия художника; картина как мост между художником и зрителем
- реализм 18 века; пример – художник Коро
- импрессионизм (с 19 в.); пример – Клод Моне. Новые методы: исчезают четкие контуры, оптические изменения цвета, смешение красок
- неоимпрессионизм (2-я половина 19 в.); пример – Жорж Сёра
- пуантилизм; течение, выделившееся внутри неоимпрессионизма.
Особенность – в технике: мазки наносятся точками; пример – Густав Климт
- дивизионизм; течение внутри импрессионизма
- постимпрессионизм;
- пример – художники Сезан, Ван Гог;
- особенность: детали в композиции составляют единое целое;
- главное – запечатлеть не мгновения, а вечность
- модернизм (19-20 вв.) = ар нуво;
- примеры – художники Моро, Климт;
- особенность: тяготение к символике и аллегориям, необычным эффектам;
- отрыв от реализма. Русский модерн – Васнецов, Нестеров
- примитивизм = наивное искусство;
- примеры – художники Руссо, М. Ларионов, Пиросмани, Шагал;
- особенность: нарядные краски, внимание к деталям
- экспрессионизм;
- примеры – Мунк, Энсор, Модильяни, Эмиль Нольде, Кандинский;
- особенность: ясные композиции;
- внутренний мир человека в момент предельного духовного напряжения
- фовизм (с 1905 г.);
- течение внутри экспрессионизма или ответвление экспрессионизма;
- примеры – Жорж Брак, Андре Дорен;
- особенность: эмоциональная яркость;
- отвергают законы живописи – перспективу, светотени, первенство рисунка
- русский модерн/авангард (1914);
- пример – В.Татлин, Филонов, Малевич;
- особенности: абстрактные объемные композиции
- новая вещественность (1923);
- пример – Георг Гросс;
- особенность: сомнение в постоянной реальности;
- чувство нестабильности;
- желание запечатлеть безвозвратно уходящее, хрупкость мира;
- преувеличенная четкость линий, ясность объемов
- кубизм (20 в.);
- примеры – П. Клее, Пикассо;
- в России – Н.Альтман (Портрет Ахматовой);
- особенность: линия и графика как средство выражения
- метафизическая живопись; пример – Д. Кирико
- сюрреализм (первая половина 20 в.); примеры – Массон, Эрнст, Ив Танги, Сальвадор Дали, Хоан Миро; в России – В.
Янкилевский, И.Кабаков; особенность: странносочетаемое, удивительное, фантастическое, оторванное от реальности; интеллектуальные ребусы; метод свободных ассоциаций
Стили и направления в современном музыкальном искусстве России
... современное музыкальное искусство России. Предмет исследования: стили и направления современного музыкального искусства России. Задачи исследования: 1) охарактеризовать понятие стиля и направления в музыкальном искусстве; 2) определить основные особенности современной музыки России; 3) охарактеризовать стили и направления современной ...
- дадаизм (первая половина 20 в.);
- примеры – Марсель Дюшан, Макс Эрнст;
- особенности: бессмыслица как разрушение эстетики, протест против любой культуры (контркультура/субкультура);
- ошарашить зрителя
- футуризм (середина 20 в.);
- пример – Т.Маринетти;
- особенность: отказ от традиций;
- искусство будущего
- супрематизм;
- кубофутуризм;
- смешанные течения;
- пример – Малевич.
- социалистический реализм (20 в.- 20-80 гг., СССР);
- особенность: изображение действительности в развитии;
- историческая конкретность + романтика и героика;
- прославление народа и государства
- героический реализм (и подобные течения в социалистическом реализме); примеры – Греков, Дейнека, Пименов
- нон-конформизм (в СССР);
- русский сюрреализм, соц-арт;
- работы, противостоящие социалистическому реализму
- неопластицизм;
- примеры – Тео Ван Дусбург, Пит Мондриан;
- особенность: подчеркивание плоскости;
- нет симметрии в композиции
- абстрактный экспрессионизм (сер. 20 в – до 70-ых гг.);
- пример – Аршип Горки, Дж. Поллок;
- в России – В. Кандинский (с влияниями);
- особенность: невообразимые краски, краска – как след свободного жеста;
- главное – линии и цветовые пятна, а не сюжет
http://www.wassilykandinsky.ru/compositions.php — картины (композиции) В.Кандинского (цветовые стихи; цветовая музыка)
- абстракционизм;
- (=аналитическое искусство);
- течение (стиль), противостоящий кубизму;
- особенность: противостояние неподвижности геометрических форм;
- изображение предмета в движении. В России – русский авангард;
- примеры – Филонов, Малевич
- ташизм;
- примеры – Марль Эстьен, Ханс Хартнунг;
- особенность: резкие мазки, брызги, разводы
- оп-арт (=оптическое искусство); пример – Виктор Вазарелли
- поп-арт (=популярное искусство); пример – Энди Уорхолл; особенность: упрощенный рисунок, коллажи.
В России – соц-арт; примеры – В.Комар, А.Медамид
- поворот к классике; возвращение от абстракционизма к изобразительности, к понятному, повествовательному искусству. Социалистический реализм вписывался в это направление
- новый реализм (1960);
- особенность: обращение к конкретным предметам, вещам – в отрыве от их среды/назначения;
- часто в деформированном виде
- суровый стиль (вторая половина 20 в.);
- примеры – П.Никонов, Н.Андронов, Д.Жилинский. Особенность: большие плоскости цвета, линейные контуры фигур (похоже на плакат, гравюру)
- гиперреализм (70-ые гг. 20 в.);
- пристрастие к фототехнике, фотографическая достоверность деталей;
- предмет преувеличивается
- постмодернизм (=трансавангард);
- 80-ые гг. 20 в.;
- пример – Энцо Кукки;
- особенность: всеядность, объединяются все течения
- кинетическое искусство; композиционная графика
- концептуализм;
- примеры – Джозеф Кошут, в России – Э.Штейнберг;
- особенность: создание идей, концепций, зритель как соавтор;
- главное – передать ощущения
- компьютерная графика
- 5 –
Прилагаемые иллюстрации:
Особенности развития театрального искусства в Германии и России начала ХХ века
... понятием «театр», «театральное искусство»; )изучить процесс возникновения театрального искусства и этапы его развития; )рассмотреть этапы развития театрального искусства в Германии и России; )обнаружить, сформулировать и проанализировать особенности развития театрального искусства в Германии и России начала 20 ...
- изображение из пещеры Ласко во Франции. Олени. Каменный век
- изображение на гробнице в Фивах (Новое царство, 16 в.
до н.э.)
- фреска Синяя птица. Остров Крит. 16 в. до н.э. Кносский музей.
- Фреска Акробатка.
Фивы. 16 в. до н.э.
- миниатюра из Индии, школа Пахари. 18.в
- Хуан Цюань.
Птицы, снег и бамбук. Китай. 10 в.
- Йос де Момпер. Пейзаж с мостом. Фландрия. 16 в. Музей Кёльна.
- П.Брейгель Старший.
Нидерландские пословицы. 1559
- описание/объяснение картины Брейгеля
- Д.Рейнолдс.
Девочка с земляникой. 18. в. (рококо-сентиментализм)
- М. Ларионов. Провинциальная франтиха (наивное искусство= примитивизм)
http://art-assorty.ru/5304-larionov-kartiny.html — картины М. Ларионова
- картины Энсора (экспрессионизм; главная тема – общество):
- картины Энсора
Примечание: К сожалению, иллюстрации поместить здесь нельзя, но
можно посмотреть их в интернете