По искусствоведению

Эссе

ЭССЕ по искусствоведению

(в части изобразительного искусства)

в режиме самообразования

  • 1 –

При оценке творчества художников в целом и роли/значения изобразительного искусства следует принимать во внимание следующие аспекты:

  • а) ЧТО изображается;
  • б) КАК изображается;
  • в) ЗАЧЕМ изображается;
  • г) уровень мастерства (техники);
  • д) связь с эпохой, школой, временем.
  • 2 –

При оценке конкретного произведения (картины) или конкретного художника искусствоведы учитывают следующие аспекты (критерии, особенности):

а) сюжет (характер изображенного, описание предмета или сцены, события): о чём картина. Сюжет, как и прочие критерии, тесно связан с идеей, которую художник стремится передать, донести. Классификация сюжетов породила жанры: пейзаж, портрет, натюрморт и т.д.

б) стиль (прием передачи изображения, выбранный художником).

Стили на протяжении тысячелетий существования изобразительного искусства менялись, развивались, перемешивались. В теории искусствоведения различают десятки стилей.

в) композиция (ЧТО изображено, как расположено на холсте, как детали соотнесены друг с другом; каким образом передано изображаемое – и здесь важны стили).

г) перспектива (какой прием передачи перспективы использован): композиция может показывать, что взгляд художника остается в рамках картины, а может быть вынесен за пределы картины. Всё это помогает передать глубину пространства.

д) цвет (использование цвета направлено на передачу идеи, на общее восприятие картины зрителем): в картине может быть много разных красок, а может быть мало и даже одна, с оттенками.

е) пропорции (размеры изображаемых предметов в соотношении друг с другом могут быть логичными, реальными, а могут быть намеренно искаженными, утрированными): например, в портрете увеличена или уменьшена голова.

ж) динамика/движение (изображение, или объемы, могут быть переданы как статичные или, наоборот, как куда-то устремленные, находящиеся в движении): например, бегущий человек – это явно динамичное изображение, или, скажем, изображение молнии тоже придает динамичность.

10 стр., 4915 слов

Занятия изобразительным искусством в детском саду

... ребенку глубже осмыслить процесс изображения. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ВИДЫ Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране придают большое значение. Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства — отражение действительности в ...

з) техника (способы нанесения краски на холст, состав красок и т.п. – для оценки этой стороны произведения нужно знать «внутреннюю кухню» художника).

Посредством всех указанных особенностей художник передает главную ИДЕЮ, заложенную в произведение.

И, конечно же, нужно учесть, что во все времена художники старались писать так, чтобы картины продавались. Это означает, что задачей художника было не только сказать что-то новое и по-новому, но и создать вещь, которая будет нравиться потребителю.

  • 3 –

Живопись в привычном нам понимании (как живопись масляными красками) появилась, оказывается, только в XV веке. Затем изобразительное искусство стало профессиональным ремеслом (примерно таким же, как изготовление обуви).

С XVIII века в обиход вошли художественные салоны, на которых картины показывались и продавались.

Однако стремление передать на плоскости зримый мир человечество продемонстрировало тысячи лет назад. Примеры – многочисленные наскальные рисунки. Самые известные рисунки – в пещере Ласко во Франции (15 тысяч лет назад).

Первоначальными стилями, как я понял, были стиль РЕАЛИЗМА (НАТУРАЛИЗМА).

Наверное, РЕАЛИЗМ и нужно признать в качестве классического стиля. Главное в изображении было насколько это изображение истинно : истинность изображаемого; натура. Еще есть деление древней живописи на простую и сложную. Картина в пещере Ласко – это попытка передать в стиле реализма доступной тогда техникой окружающий мир. Реализм несет некую повествовательность.

Уже в древности выявились два направления в живописи: ЧТО передать на плоскости – ПРЕДМЕТ или ИДЕЮ ПРЕДМЕТА. Например, человека пытались изобразить близко к реальности (насколько хватало умения) или же изображали в виде вертикальной черты, к которой пририсовывались круг-голова и черточки-ножки, черточки-ручки; налицо условность предмета, стилизация.. Иногда такой стиль называют символической живописью, иногда – ГЕОМЕТРИКОЙ (симметрия в изображениях в Древней Греции 9 века до н.э.)

Затем изображения появились на папирусах, керамике и т.п. Известны изображения на гробницах в Египте (14-15 вв. до н.э.).

На Востоке – Индия, Иран, Китай – распространение получили разные школы миниатюрной живописи.

Период живописи до 6 в. до н.э. называют АРХАИКОЙ.

Изобразительное искусство с давних времен смотрело на мир либо с мирской точки зрения, либо с религиозной. Религиозное направление оформилось как иконопись (со своими канонами).

Многие стили в живописи совпадают с соответствующими стилями в других видах искусства (архитектура, скульптура и т.д.).

В некоторых случаях встречаются смешанные формы передачи изображения, к примеру, гризайль – вид живописи, где портрет имитирует скульптурное изображение.

  • 4 –

На протяжении последующих веков появились такие, в частности, стили (некоторые из них ушли в прошлое; другие – трансформировались в новые стили; смешались с иными стилями, сохраняя свою узнаваемость, и т.п.):

  • маньеризм;
  • течение, стиль, противостоящий реализму, классической живописи;
  • идёт отход от натуры и классических идеалов;
  • особенность художественного взгляда состоит в том, чтобы передать не реальный мир, а свое творческое воображение – отсюда вытянутость фигур, элементы фантастики в цвете и пространстве
  • ренессанс; развитие классического стиля в эпоху Возрождения
  • барокко (с 16.

в); сложность композиции; насыщенность движением; эмоциональная выразительность

15 стр., 7227 слов

Особенности живописи Японии

... данных вопросов. Целью курсовой работы является выявление особенностей японской живописи на примерах ее основных стилей, а также освещение ее ... Сосны» одной лишь черной тушью с размывами он передал не только таинственную красоту старой сосновой рощи, окутанной ... и свободой, которые свидетельствуют о проникновении в сущность метода, ставшего глубоко органичным в творчестве художника. Пейзажи Сюбуна - ...

  • готика
  • рококо (с 18.

в. – до 40-ых гг. 18 в., Франция); сложные, изысканные формы, причудливые линии, тонкие оттенки настроений. В России переплелились черты рококо и неоклассицизма

  • неококлассицизм (с 18 в.)
  • сентиментализм (с 18 в., Англия);
  • примеры – художник Рейнолдс, Гойя;
  • упор на чувства
  • эклектизм (смешение стилей)
  • романтизм (с 18-19 вв.); соседствовал с неоклассицизмом.

Основные черты – чувства и фантазия художника; картина как мост между художником и зрителем

  • реализм 18 века; пример – художник Коро
  • импрессионизм (с 19 в.); пример – Клод Моне. Новые методы: исчезают четкие контуры, оптические изменения цвета, смешение красок
  • неоимпрессионизм (2-я половина 19 в.); пример – Жорж Сёра
  • пуантилизм; течение, выделившееся внутри неоимпрессионизма.

Особенность – в технике: мазки наносятся точками; пример – Густав Климт

  • дивизионизм; течение внутри импрессионизма
  • постимпрессионизм;
  • пример – художники Сезан, Ван Гог;
  • особенность: детали в композиции составляют единое целое;
  • главное – запечатлеть не мгновения, а вечность
  • модернизм (19-20 вв.) = ар нуво;
  • примеры – художники Моро, Климт;
  • особенность: тяготение к символике и аллегориям, необычным эффектам;
  • отрыв от реализма. Русский модерн – Васнецов, Нестеров
  • примитивизм = наивное искусство;
  • примеры – художники Руссо, М. Ларионов, Пиросмани, Шагал;
  • особенность: нарядные краски, внимание к деталям
  • экспрессионизм;
  • примеры – Мунк, Энсор, Модильяни, Эмиль Нольде, Кандинский;
  • особенность: ясные композиции;
  • внутренний мир человека в момент предельного духовного напряжения
  • фовизм (с 1905 г.);
  • течение внутри экспрессионизма или ответвление экспрессионизма;
  • примеры – Жорж Брак, Андре Дорен;
  • особенность: эмоциональная яркость;
  • отвергают законы живописи – перспективу, светотени, первенство рисунка
  • русский модерн/авангард (1914);
  • пример – В.Татлин, Филонов, Малевич;
  • особенности: абстрактные объемные композиции
  • новая вещественность (1923);
  • пример – Георг Гросс;
  • особенность: сомнение в постоянной реальности;
  • чувство нестабильности;
  • желание запечатлеть безвозвратно уходящее, хрупкость мира;
  • преувеличенная четкость линий, ясность объемов
  • кубизм (20 в.);
  • примеры – П. Клее, Пикассо;
  • в России – Н.Альтман (Портрет Ахматовой);
  • особенность: линия и графика как средство выражения
  • метафизическая живопись; пример – Д. Кирико
  • сюрреализм (первая половина 20 в.); примеры – Массон, Эрнст, Ив Танги, Сальвадор Дали, Хоан Миро; в России – В.

Янкилевский, И.Кабаков; особенность: странносочетаемое, удивительное, фантастическое, оторванное от реальности; интеллектуальные ребусы; метод свободных ассоциаций

14 стр., 6520 слов

Стили и направления в современном музыкальном искусстве России

... современное музыкальное искусство России. Предмет исследования: стили и направления современного музыкального искусства России. Задачи исследования: 1) охарактеризовать понятие стиля и направления в музыкальном искусстве; 2) определить основные особенности современной музыки России; 3) охарактеризовать стили и направления современной ...

  • дадаизм (первая половина 20 в.);
  • примеры – Марсель Дюшан, Макс Эрнст;
  • особенности: бессмыслица как разрушение эстетики, протест против любой культуры (контркультура/субкультура);
  • ошарашить зрителя
  • футуризм (середина 20 в.);
  • пример – Т.Маринетти;
  • особенность: отказ от традиций;
  • искусство будущего
  • супрематизм;
  • кубофутуризм;
  • смешанные течения;
  • пример – Малевич.
  • социалистический реализм (20 в.- 20-80 гг., СССР);
  • особенность: изображение действительности в развитии;
  • историческая конкретность + романтика и героика;
  • прославление народа и государства
  • героический реализм (и подобные течения в социалистическом реализме); примеры – Греков, Дейнека, Пименов
  • нон-конформизм (в СССР);
  • русский сюрреализм, соц-арт;
  • работы, противостоящие социалистическому реализму
  • неопластицизм;
  • примеры – Тео Ван Дусбург, Пит Мондриан;
  • особенность: подчеркивание плоскости;
  • нет симметрии в композиции
  • абстрактный экспрессионизм (сер. 20 в – до 70-ых гг.);
  • пример – Аршип Горки, Дж. Поллок;
  • в России – В. Кандинский (с влияниями);
  • особенность: невообразимые краски, краска – как след свободного жеста;
  • главное – линии и цветовые пятна, а не сюжет

http://www.wassilykandinsky.ru/compositions.php — картины (композиции) В.Кандинского (цветовые стихи; цветовая музыка)

  • абстракционизм;
  • (=аналитическое искусство);
  • течение (стиль), противостоящий кубизму;
  • особенность: противостояние неподвижности геометрических форм;
  • изображение предмета в движении. В России – русский авангард;
  • примеры – Филонов, Малевич
  • ташизм;
  • примеры – Марль Эстьен, Ханс Хартнунг;
  • особенность: резкие мазки, брызги, разводы
  • оп-арт (=оптическое искусство); пример – Виктор Вазарелли
  • поп-арт (=популярное искусство); пример – Энди Уорхолл; особенность: упрощенный рисунок, коллажи.

В России – соц-арт; примеры – В.Комар, А.Медамид

  • поворот к классике; возвращение от абстракционизма к изобразительности, к понятному, повествовательному искусству. Социалистический реализм вписывался в это направление
  • новый реализм (1960);
  • особенность: обращение к конкретным предметам, вещам – в отрыве от их среды/назначения;
  • часто в деформированном виде
  • суровый стиль (вторая половина 20 в.);
  • примеры – П.Никонов, Н.Андронов, Д.Жилинский. Особенность: большие плоскости цвета, линейные контуры фигур (похоже на плакат, гравюру)
  • гиперреализм (70-ые гг. 20 в.);
  • пристрастие к фототехнике, фотографическая достоверность деталей;
  • предмет преувеличивается
  • постмодернизм (=трансавангард);
  • 80-ые гг. 20 в.;
  • пример – Энцо Кукки;
  • особенность: всеядность, объединяются все течения
  • кинетическое искусство; композиционная графика
  • концептуализм;
  • примеры – Джозеф Кошут, в России – Э.Штейнберг;
  • особенность: создание идей, концепций, зритель как соавтор;
  • главное – передать ощущения
  • компьютерная графика
  • 5 –

Прилагаемые иллюстрации:

20 стр., 9651 слов

Особенности развития театрального искусства в Германии и России начала ХХ века

... понятием «театр», «театральное искусство»; )изучить процесс возникновения театрального искусства и этапы его развития; )рассмотреть этапы развития театрального искусства в Германии и России; )обнаружить, сформулировать и проанализировать особенности развития театрального искусства в Германии и России начала 20 ...

  • изображение из пещеры Ласко во Франции. Олени. Каменный век
  • изображение на гробнице в Фивах (Новое царство, 16 в.

до н.э.)

  • фреска Синяя птица. Остров Крит. 16 в. до н.э. Кносский музей.
  • Фреска Акробатка.

Фивы. 16 в. до н.э.

  • миниатюра из Индии, школа Пахари. 18.в
  • Хуан Цюань.

Птицы, снег и бамбук. Китай. 10 в.

  • Йос де Момпер. Пейзаж с мостом. Фландрия. 16 в. Музей Кёльна.
  • П.Брейгель Старший.

Нидерландские пословицы. 1559

  • описание/объяснение картины Брейгеля
  • Д.Рейнолдс.

Девочка с земляникой. 18. в. (рококо-сентиментализм)

  • М. Ларионов. Провинциальная франтиха (наивное искусство= примитивизм)

http://art-assorty.ru/5304-larionov-kartiny.html — картины М. Ларионова

  • картины Энсора (экспрессионизм; главная тема – общество):
  • картины Энсора

Примечание: К сожалению, иллюстрации поместить здесь нельзя, но

можно посмотреть их в интернете