Вопросы белорусской идентичности в произведении И. Абдираловича «Извечным путем»

Эссе

Эссе

По произведению Игната Абдираловича «Адвечным шляхам»

Произведение Игната Абдираловича «Адвечным шляхам» было написано еще в 20-х годах прошлого столетия и посвящено наиболее актуальным проблемам того времени. Весь текс состоит из 4 частей.

В первой части автор пытается определить роль и место Беларуси, которое она занимала, находясь на границе между Западом и Востоком, описывает ситуацию, в которой оказался белорусский народ и очерчивает наиболее значимые проблемы. Автор очень правильно определяет то положение, в котором находилась наша Родина, наш народ, который на протяжении многих лет, а точнее столетий находился под постоянным влиянием извне (Россия, Польша и т.д).

Беларусь постоянно была полем боя, входила в состав разных государств, которые оказывали сильное влияние на нашу культуру, национальный дух. Конечно, как в таких условиях мы могли развиваться, быть на уровне Европейских стран или придерживаться какого-то одного направления.

В итоге мы так и не стали частью Востока и не приняли культуру Запада, а остались, своего рода, границей между ними. Это говорит о том, что в нашей культуре присутствуют элементы обоих народов, как стран Востока, так и стран Запада. Поэтому другие народы считают нашу культуру невыразительной, неопределенной, с чем трудно не согласиться. Вообще это касается не только культуры, но и религии, экономических, политических устоев общества.

К весомым проблемам можно отнести вопрос религии. Автор говорит о том, что кроме политической и экономической зависимости, была еще и другая причина, которая ослепила мировоззрение белорусов — разногласия двух христианских религий: православия и католичества. Что приводит к разделу белорусов и не только по религиозной части, но и к разделу белорусской сознательности и национального единства. Таким образом, разделение на две религии приводит к разделению на два культурные и цивилизационные типа в рамках одной культуры. Отталкиваясь от этого, автор пытается определить причины такой раздвоенности именно в самой истории Беларуси.

Автор также пытается соотнести между собой два типа цивилизации: западную и восточную, которые являются противоположными и, которые сошлись в своей борьбе на территории Беларуси. У каждой из этих цивилизаций есть свой путь развития, по которому они и следуют. Что же касается Беларуси, то ее нельзя отнести ни к одному, ни ко второму, из чего автор делает вывод о существования третьего «белорусского пути». И для подтверждения этого он дает подробное описание Запада и Востока.

4 стр., 1840 слов

Культура Беларуси в контексте мировой культуры

... белорусов мира (1993). На современном этапе Республика Беларусь стремится “открыть своё окно в мир” для того, чтобы познакомить зарубежье с культурой ... После второй мировой войны происходил интенсивный литературный обмен, в котором активное участие принимала Беларусь. В 1946 - 1985 ... Мележа, В. Быкова, Н. Гилевича и многих других. В свою очередь, произведения зарубежных авторов переводились ...

В своем историческом развитии Беларусь была вынуждена перенимать культурные ценности и Запада и Востока. Например, у Востока мы переняли простоту, искренность, соответствие виду самой внутренней сути, Запад же нам принес — чувство меры, терпимость к другим направлениям. Но кроме каких-то положительных черт этих цивилизаций, к нам пришли черты, отрицательно сказавшиеся на развитии. Но также автор высказывается за то, что нельзя ограничиваться только тем, что к нам пришло от других цивилизаций, нужно развиваться, пытаться найти другие пути, так как чужие пути развития не могут в полной мере вобрать в себя все необходимое для широкой белорусской души человека. Поэтому необходимо создать путь, который будет отвечать именно потребностям и духу белорусов, их образу и форме жизни, но только, чтобы этот новый путь не оказался для нас пагубным. абдиралович извечный беларусь творчество

Во второй части автор проводит анализ истории Европы, как историю возникновения, развития и упадка форм. Речь идет о том, что истоки своей культуры европейцы берут еще в Античности (на примере римской и греческой культуры), при этом была перенята только лишь сама форма, а не ее содержание — дух. Следовательно нельзя говорить о полном заимствовании культуры, так как форма и содержание — это единое целое, а заимствование только лишь одной части и привело к последствиям. Автор говорит о том, что римская и греческая культуры пришли к упадку, это произошло из-за конфликта между личностью и обществом. Общество не соответствовало потребностям личности, в итоге произошла деморализация и духовная развращенность личности. Для того, чтобы этого упадка не произошло, необходимо, чтобы личность не только была тесно связана с обществом, но и находилась в равном положении с ним. И если этого удастся достигнуть, то отпадет необходимость в одной определенной форме, смогут существовать несколько форм одновременно или даже появится новая. Таким образом, ни античная мысль, ни античное религиозное чувство не сумели привести социальное и индивидуальное к нормальному равновесию, и современные народы получили в наследство эти проблемы вместе с выработанными формами жизни.

Вначале истории заимствования и развития форм, в древности, варвары совсем не знали духовного наследия древности и знакомились с ним постепенно. Средневековье восстало как попытка совершить приверженность европейцев к твердой форме. А возрождение рассматривается как протест против догматов в религии, разрешенного и неразрешенного в философии и против суровых форм человеческого в политике. Затем произошел отказ от этого протеста, людям снова захотелось возвратиться к твердой форме. И что же в итоге — народ так и не обрел счастья. Можно сказать, что все горести и беды человеческие из-за того, что формы жизни вместо того, чтобы приносить пользу человеку, сдерживают его духовные стремления и не дают возможности развиваться.

Также автор пытается найти причины: почем у же формы начинают царствовать над жизнью человека. И приходит к выводу, что это происходит из-за того, что человек сам создал все эти формы жизни, сам же и надел на себя эти оковы, затем человек полюбил то, что создал и захотел, чтобы они существовали вечно. Также еще одна причина кроется в духовности: чем слабее духовность человека, тем большее воздействие на него оказывает форма. Затем человек привыкает к такому образу жизни и он становится необходимой для жизни, отпадает необходимость искать новое. Такую форму автор называет «духовным мещанством», которая действует с помощью двух средств подчинения: моды и дисциплины, они то и помогают нам перенять чужие формы жизни.

15 стр., 7002 слов

Жизнь и научное творчество классиков социологии на примере К. Маркса

... теорию именуют «неомарксистской». Отношение российских обществоведов к творчеству Маркса неоднозначно. Некоторые склонны отождествлять распад социалистической системы и крах Советского Союза с «кризисом марксизма», ... обстоятельств, которые должны быть изначально приняты во внимание. Ещё при жизни Маркса возникли различные версии марксистской теории, т.е. образовалось множество «марксизмов», подчас ...

В заключении данной части автор предлагает выход из сложившейся ситуации: отказ от чужих форм и сознание своей белорусской формы жизни. Так как жизни не стоит на месте, каждый день что-то происходит, нельзя все время придерживаться только одного направления, одной формы, так как она устаревает, не может соответствовать потребностям современного общества. Автор предлагает создать «льющеюся форму», такую форму, которая будет соответствовать потребностям современного общества, она должна слиться с образом жизни людей, стать с ним одним целым. И тогда получится, что вместе с развитием общества, будет развиваться и форма жизни, т.е. будет соответствовать времени и потребностям человека, тем самым она не будет устаревать и не нужно будет искать новую.

В третьей части автор определяет творчество как основу жизни. Само творчество рассматривается в двух аспектах — мистическом и социальном.

Мистическая идея состоит в том, что основой всего существующего является мать-материя, которой подвласны все силы: любящие, вражеские, творческие, она сама является, чем-то непонятным, невыразительным, обладает способностью вершить, но не творить. Материя представляется только возможностью жизни. Идея автора состоит в том, что должна наступить гармония между невыразительной материей, которая является сущностью всего живого и творческим духом, который дает форму всему живому.

Рассматривая социальный аспект творчества, автор говорит о необходимости творчества в общественной жизни. А когда начинает рассматривать в современной Беларуси общественную жизнь, то замечает невозможность существования творчества. Это обусловлено несколькими причинами: для существования социального творчества нужны другие (по сравнению с индивидуальным творчеством), более благоприятные условия, а также тот факт, что некоторыми социальными формами пользуются только правящие классы, которые при этом тормозят их развитие. Поэтому творчество не может развиваться безостановочно, как единый целостный процесс, это происходит частично, с перерывами в развитии, да и основывается оно на творчестве отдельных лиц.

Негативно оценивает автор гражданскую жизнь Беларуси. Говорит о существовании множества политических партий, которые поддерживают определенный социальный класс. Каждая партия пытается сосредоточить всю власть в своих руках, имеет свою, хорошо разработанную программу, которая, якобы, должна вестись в интересах всего народа, а на самом деле действует исключительно в интересах своего класса.

В начале 20 века в Беларуси существовало множество политических партий и различных направлений, но ни одна партия и ни одно направление не соответствовала идеалу социального творчества. Они так и не смогли решить проблемы свободной творческой личности и социального творчества, так как идеалом каждой партии того времени было принуждение и диктатура.

4 стр., 1983 слов

Ференц Лист. Жизнь и творчество

... пик его творчества уже позади. В 1878 году Лист переезжает в немецкий город Байрейт, где проживает последние годы жизни. В 1886 году Лист тяжело ... его таланта. Он настойчиво просил меня начать учить его музыке». Более-менее систематические уроки игры на спинете под ... присутствовавших на концерте, согласились взять на себя расходы по его образованию и выплачивать ему ежегодную стипендию. Осуществили ...

На основе вышеизложенного, можно сказать, что социальное творчество будет существовать только в условиях политической независимости, достичь которую в современных условиях, на мысль автора, невозможно.

Оценивая содержание последней главы, можно сделать вывод о том, что взгляды Абдироловича носят анархический характер, поскольку он негативно оценивает практически все существующие на то время политические течения. Хотя вообще сложно судить и отнести идеи Абдироловича к той или иной классификации, поскольку само отрицание устойчивых форм приводит к отрицанию и вовсе каких-либо политических взглядов.

А если вспомнить предложенную автором «льющеюся форму», она ведь вовсе противоречит существующей идее государственности, поскольку государство представляет собой стабильную, устойчивую систему, которая не может постоянно менять свои законы, традиции, устои, свой статус.

Автор положительно относится только к тем формам, которые представляют непринужденные формы социального объединения, он видел их в свободных дружинах Запорожской Сечи в прошлом, а в современном обществе — в кооперативах.

Творчество всегда сочеталось с процессом разрушения, так, например, всегда при создании новой формы общественной жизни приходится разрушать старые, мешающие, общественные формы. Творчество должно быть взаимосвязано и уравновешенно с разрушением (тоже касается индивидуального и социального творчества).

Таким образом, автор видит решение проблемы белорусской идентичности в создании исконно белорусской формы жизни. Что, вероятнее всего, создать никогда не удастся. Наша страна, как была границей между Западом и Востоком, как развивалась на основе этих двух социальных форм, так и будет продолжаться. А с другой стороны, зачем искать или стремиться к новому, если не известно к чему это приведет, вероятно, что только к упадку всего. Поэтому, лучше старое, но верное, чем неизведанное новое.

Биографические сведения об авторе

Игнат Абдиралович — это псевдоним, взятый из повести Максима Горецкого «Две души». Настоящее имя автора — Игнатий Владимирович Кончевский. Биографические сведения о нем, к сожалению, довольно скромные. Известно, что Кончевский Игнатий Владимирович родился в мае 1896 года в семье секретаря окружного военного суда. Учился в Виленской реальном училище, по окончании которой поступил в Петербургский технологический университет. Но интересовали его больше литература и философия. К тому же, он присоединился к национально-демократического движения, и, в результате, перевелся на историко-филологический факультет Московского университета. В 1916 году Кончевский забрали в армию, что заставило его прекратить обучение. Воевать пришлось в Румынии, а во время Февральской революции он оказался на Украине. Социал-революционер Кончевский вступает в украинское национальное войско, но позже оставляет фронт.

Осенью 1917 года Игнат Кончевский поступил на высшие кооперативные курсы при Народном университете имени А.Шанявскага в Москве. Работал в Центральном союзе льноводов в Смоленске. В Советской Белоруссии был инструктором совнархозов в Минске. Позже живет в Вильнюсе и работает в Союзе белорусских кооператоров, руководит ученическим кружком географии в Виленской белорусского гимназии. Известно также, что он увлекался восточной философией и создал в Вильнюсе белорусский кружок йоги. Стихи и статьи Игнатия Кончевский печатались в газетах «Наш флаг», «Наше мнение», «Белорусские ведомости», «Наше будущее». Больной туберкулезом, Игнат Кончевский умер 21 апреля 1923 года, на двадцать седьмой весне жизни в оккупированной поляками Западной Белоруссии, в Вильнюсе.

8 стр., 3807 слов

Глава 18 искусство в жизни хейзинга

... римской культуры отчётливо выявляется, наконец, в формах литературы и искусства. Литературу отличают высокопарный панегеризм и выхолощенная риторика. В изобразительном искусстве - поверхностная декоративность, скрывающая тяжёлую ... мудрость-глупость". Но чем больше пытаемся мы отграничить форму игры от других по видимости родственных форм жизни, тем ярче выступает её далеко идущая самостоятельность. ...

Текст «Извечным путем» впервые был издан в Вильнюсе в 1921 году небольшим тиражом, а потом около шестидесяти лет пролежал в хранилищах спэцфондав. Следующая публикация текста состоялась только в 1988 году: сначала в журнале «Неман» в переводе на русский язык, а впоследствии — в газете «Сообщество» (№ № 4-5, 1988) и в сборнике «Образ-90» в 1990 году.

Интеллектуальный контекст возникновения текста

В мировой философии начало ХХ века — время разрушения универсальных схем, переоценки ценностей, когда на смену классической философии приходит модерновым поиск новых форм. Как раз на это время приходится популярность нигилистическое идей Фридриха Ницше и появление концепций Шпенглера (первый том его «закат Европы» увидел свет в 1920 г.), Анри Бергсонов. Очевидно, дух времени, обозначенного «переоценкой ценностей» (термин Ницше) и отрицанием классических подходов в мышлении, не мог не повлиять на белорусских философов. Так, если говорить о влиянии мировой философии на Игнатия Абдиралович, то прежде всего надо отметить Ницше, к которому восходит генеалогия таких идей автора, как «переоценка старых идеалов» и «создание собственных форм жизни», отрицание принуждения в любых его проявлениях и восприятие жизни как величайшей ценности. Идея же формы восходит к «эйдасав» Платона и формы Аристотеля. Но рассмотрение истории Европы как истории чередования различных форм, по нашему мнению, происходит из идей Освальда Шпенглера. По В. Конона, «на его философию истории, видимо, повлияли концепции» культурно-исторических типов «, которые в свое время по-разному обосновывали О.Шпенглер, М.Данилевски, К.Лявонцьев. Однако для исследователя белорусского, гуманистического по своей сути, мировоззрения совершенно неприемлемыми оказались европейский пессимизм немецкого филасафа и русско-византийское мессианства Леонтьева, а, тем более, определенный аморализм политической доктрины Данилевского.

Стоит отметить и то, что время изменения парадигмы в европейском мышлении в начале ХХ века совпал с политическими и социальными преобразованиями в Беларуси, где в этот период происходит формирование собственной идентичности, проявляемое в культуре Возрождением, а в политике — стремлением к построению независимого государства. Это времена великой интеллектуальной и социальной активности. На фоне политических переворотов (революции 1905 и 1917 годов), Первой Мировой и гражданских войн на Беларуси образуются определенные интеллектуальные круги, происходит развитие литературы, науки и искусства. В 1918 году группа белорусских интеллектуалов во главе с Антоном Луцкевичем образует Белорусский Народную Республику, недолго, правда, праиснавалую и не признана ни германским, ни российским правительствами. Но это событие повлияло на дальнейшее решение вопроса белорусского государственности, и в 1919 году была образована Белорусский Советская Социалистическая республика.

14 стр., 6725 слов

Проблема «Запад – Восток — Россия» в русской литературе

... не объединяет, а противопоставляет, даже разрывает два мира - Восток и Запад. Н.А. Бердяев полагал, что Россия соединяет в себе Восток и Запад как два потока мировой истории. Россия - это целая ... в мировом культурно-историческом процессе природный фактор, Природа России оказала большое влияние и на характер русского искусства. Об этом пишет Д.С. Лихачев в своей работе " ...

Безусловно, что в таком контексте вопрос белорусского идентичности и поиска своих идеалов было чрезвычайно актуальным.

Таким образом, текст Игнатия Абдиралович «Извечным путем» предстает во времена переоценки ценностей в европейской философии и общественно-политических преобразований в Беларуси.

Жанр и структура текста

Текст Игнатия Абдиралович «Извечным путем» есть художественным по своей форме (метафоричность, значительное количество эмоционально-окрашенной лексики, повествовательная интонация) и философичному по содержанию, что позволяет определить его, из принадлежности к жанру, как философским эссе.

Но, несмотря на художественность и образность, текст имеет достаточно четкую структуру и состоит из названия и подзаголовки, эпиграфе, посвящения, сжатого вступления, а также четырех частей, в начале каждой из которых содержатся основные тезисы.

Уже в названии текста — «Извечным путем» — в сочетании с падназовам «Дасьледины белорусского мировоззрения» сразу заданный контекст белорусского идентичности. Причем, «путь» может рассматриваться как один из архетипов, соединяющий прошлое и будущее, имеет взгляд, обращенный вперед, к Лучи идеалов. Именно путь, а не идея, так как идея, здяйсняючыся, воплощается в застывшие формы, мярцьвее и заканчивает существование; путь же уходит в бесконечность. «Извечный» означает здесь нечто такое, что происходит из седой старины, но существует и сейчас — т.е. нечто неизменное, постоянное. Таким образом, уже в названии текста сообщается о каком-то всегда существующий белорусский путь, от которого невозможно уклониться и которое должно сбыться.

В качестве эпиграфе автор использует цитату из стихотворения М. Богдановича:

Время, когда надо печалиться

Душею по свежих могилах

Пусто-пранёсшыхся днёв.

Тем самым он сразу обозначает метафизический подход к рассмотрению сформулированного вопроса.

Во вступлении, как и в эпиграфе, очерчивается время возникновения текста и его контекст, а именно время переоценки ценностей, когда «одинокая человеческая душа ищет, пересматривая все то, что казалось ценным, светлым и желанным». Таким образом, мы имеем дело с переоценкой идеалов (что полностью совпадает с «переоценкой ценностей» в терминологии Ф. Ницше).

И происходит это переоценка в контексте проблемы белорусского идентичности с точки зрения «одинокой человеческой души» (что сразу же отсылает нас к Платона и других мистиков, рассмотрение и анализ реальности которые совершали именно от этой точки отсчета).

Первый раздел работы посвящен белорусским идентичности в системе Запад — Восток. Причем, Беларусь подается как «граница между Востоком и Западом». Автор рассматривает «историю колебаний белорусов между Востоком и Западом» и дает четкие характеристики обоих. Целью отдела было очертить тогдашнюю белорусский ситуацию и сформулировать причины размытости белорусского идентичности.

Второй раздел посвящен анализу формы, которая выступает как средство подчинения белорусского культуры. История Европы также видно Абдиралович как история установления тех или иных форм жизни и их упадка. Он размышляет над причинами прочности «мертвых», несоответствующих жизненным потребностям, форм и предлагает свою идею «лиючайся» формы.

9 стр., 4312 слов

Проблемы современной белорусской поэзии

... Именно об этом я планирую рассказать в своей курсовой работе. Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования Цель, объект ... Республики Беларусь в области литературы и многих других престижных литературных премий, одна из самых ярких и известных белорусских поэтов. ... поэзии просто по закону жизни должен наступить, как сейчас говорят, бум». Глава 2. Проблемы современной белорусской поэзии ...

В третьем разделе автор наблюдает творчество — как космическую силу и как жизненное основание, а также определяет потребность социальной творчества. Абдиралович анализирует современные ему политические движения в контексте принципа социальной творчества и делает вывод о несоответствии их этому принципу.

Четвертый раздел предстает как обобщение, в котором автор утверждает неадменнасць поиска непрымусовых форм жизни ради совершения идеала социальной творчества и решения проблемы белорусского идентичности.

Беларусь как граница между Западом и Востоком

Как уже было отмечено, текст был написан в 1921 году — во время Возрождения (или формирования) новой белорусского культуры. И вопрос идентичности, поиска (возврата) своего пути, естественно, было чрезвычайно актуальным. К этому вопросу обращались в то время многие авторы (В.Ластовский, Дрыгвич, Янка Купала, Тадеуш Врублевский, Альбин Стапович, Всеволод Игнатовский и проч.), Однако только Абдиралович придал ему метафизическое измерение. Только в Абдиралович онтологический статус Беларуси совпадает со статусом границы между Западом и Востоком, которая попутно их разделяет и объединяет, однако, при этом, не является ни тем, ни другим. Граница, которая обычно определяет, формирует нацию, в данном случае становится ее сущностной отличием, ее идентичностью.

Для более поздних исследователей (к примеру, для Игоря Бобкова) разделенность Беларуси между Востоком и Западом есть основанием рассматривать Беларусь как «пограничья»: «пограничья — это пространство, прилегающая к границе, связанная и связана рубежом, пространство, для какой именно предел есть организующим принципом , сутью и центром привлечения. Пограничье разьлягаецца обеим сторонам границы, и его тапалягичны статус парадоксальный: пограничье приобретает определенную цельность через факт собственной раздробленности, т.е. через динамическую событие разграничения, встречи и перехода Своего и Чужого, либо Одного и Другого. Именно эта динамическая событие соответствует тому, что в европейском мышлении называется сущностью, центром, принципам, первопричиной, Богом.

Если нация ассоциируется с границей, то возникает сомнение в ее наличии. Другими словами, если есть Запад и Восток со своими четко очерченными идентичность, то существуют ли тогда своя особенность и свой путь? Однако следует указать: подобный вопрос автором даже не ставится, у него нет сомнений ни в возможности найти «свои формы», ни в существовании белорусского идентичности. Впрочем, «вечный путь» нельзя создать — на него можно только вернуться. Доказательством тому многовековая история, в течение которое, по Абдиралович, только те творческие личности, что не отдавали предпочтений ни одной из сторон, становились национальными героями или гениями — Скорина, Всеслав Чародей. Мицкевич, который «заблудился на чужбине» (в значении — потерял свою идентичность), был несчастен и почти ничего не писал в конце жизни: «Не нашел своей правды большой Адам и погиб на чужбине с болью в сердце. Можно спорить о убедительность аргументов, однако само название текста «Извечным путем» отсылает к идее о возвращении к потерянного, но существующего пути, и таким образом автор оставляет без текстом вопрос о наличии белорусского идентичности и направляет свое внимание на определение и анализ существующей ситуации и поиск путей к преодолению ее. или, говоря в категориях автора, его интересует не обоснование существования белорусского пути, а совершение его.

4 стр., 1746 слов

Некоторые вопросы взаимодействия национальных музыкальных культур ...

... развертывания мелодии.» [1. C. 12]. Сказанное имеет огромное значение для музыки Востока, лад в которой предопределяет важнейшие эмоционально-психологические, образные характеристики музыкального произведения. ... который отмечает, что «по существу, трель - есть более развитая, более грубая форма вибрато» [4. C. 54]. Интонационная напряженность в восточной музыке также возникает вследствие скрытой ...

Разделенность «белорусского души»

Соответственно с тогдашней ситуацией, 1-й раздел Абдиралович начинает с упоминания о том, что нашу культуру привыкли считать нечеткой, а прошлое — тусклым: «На белорусский дело привыкли смотреть как на что-то очень невнятное, неопределенное, не имея в себе духа живого, который может дать белорусам право на законное среди других народов истнаваньне. В неясности белорусского культуры хотят видеть духовную смерть народа, его неспособность определить свой духовный идеал «.

Стоит отметить, что вопрос неопределенности и неясности белорусского культуры, ее зависимости предстает в подавляющем большинстве статей интеллектуалов того времени. Так, Антон Луцкевич, один из создателей БНР, начинает свою статью «Краевой положение» (1918) с вопроса: «Почему прозябает народ белорусский?», И в качестве причин напоминает о разделении согласно религиозных конфессий, экономическую зависимость, отсутствие знания о себе, а также отсутствие национального университета.

Абдиралович не оспаривает утверждения о нечеткость белорусского культуры, но отмечает, что причина этого в разделенности / падвойнасци, которую называет «трагедией народного духа» (Ницше), и в отсутствии «собственных форм жизни». Некоторые другие исследователи также видели причины культурного упадка в падвойнасци белорусского души:

«Dusza czlowieka czy narodu w wewnetrznej rozterce, nie wyda zadnego zbawczego czynu — bo walczy sama z soba».

Но существенно заметить: для Абдиралович с подобной формулировки проблемы проистекает не призыв избавиться от влияний через их отрицание, а идея синтеза противоположных тенденций, объединения их в одно — чтобы на этой основе строить собственную систему ценностей («собственных форм жизни»).

Для того он довольно подробно анализирует историю этих влияний, средства, через которые происходит воздействие (или, иначе, ассимиляция белорусского культуры).

И на этой основе определяет способ, при помощи которого можно избежать как ассимиляции одной из сторон другой, так и борьбы между «двумя душами» белорусского народа.

Говоря о падвойнасць, автор в первую очередь подразумевает разделенность Беларуси между Западом и Востоком на римо-католиков и православных. «Религия в этом случае выступает не просто как разновидность вероисповедания, но как носитель чего-то большего. Она является знаком, символом в гегелевском понимании, единством, содержание которого преобладает над формой. Это означает, что лицо, которое стоит перед выбором религии, выбирает одновременно и определенный тип цивилизации, культурную традицию, мировоззрение, общественный и государственный строй … Настоящей же причиной … является столкновение геополитических и экономических интересов соседних государств «.

6 стр., 2751 слов

Обломов и Штольц как олицетворение России и Запада

... патриархальной Руси с капиталистическим Западом, наступление новых форм производства и мышления, создавшее потрясения в экономике, политике, социальной жизни, и, как их отражение – роман «Обломов», судьба русского помещика ... не до изнурения души и тела», так, чтобы «только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат».По своей природе Илья Обломов был живым и любознательным ребенком, но ...

Янка Купала тоже считал религиозный вопрос на Беларуси очень весомым для национального самоопределения и утверждал, что, «кроме политической и экономической зависимости, была и другая причина, асьляпившая мировоззрение белоруса, — это религиозная распря двух хрэсциянских обрядов в нашем краю: католичества и православия … Это борьба двух сентября не только делит белорусов на две часьци по религии, но, самое важное, убивают в их сознание и чувство национальной единства. Беларусу-католику вгаварываюць, что раз он католик, то он — поляк и не должен брататься с тем, кто другой веры; белорусу-православному говорят, что раз он православный, то он — россиянин и католика-белоруса должен остерегаться, потому что он — поляк … Растет несогласие, растет ненависть — вещи никому не нужны, кроме разве ворогом нашого народу ».

Таким образом, разделенность по вероисповедания ведет к разделенности на два цывилилзацыйныя и культурные типы в пределах одной культуры. Исходя из этого тезиса, Абдиралович ставит вопрос о причинах такой падвойнасци и находит ее в истории Беларуси.

История «колебаний между Западом и Востоком»

Основным отличием истории белорусского народа Игнат Абдиралович называет «метания между Западом и Востоком и искреннее неприятие обоих». Анализируя историю Беларуси по Абдиралович, Михаил Боярин в своей статье «Возрождение и белорусский путь» разделяет историю «колебаний между Западом и Востоком» на два периода: экстэрнальны и интэрнальны. Во время первого, экстэрнальнага, периода спор относительно принадлежности Беларуси к одному из двух сторон предстает как «обоснование территориальных претензий вне Беларуси». По мнению исследователя, «западная экспансия начинается с крыжацкими походами немецких орденов», а «началом спора является обоснование претензий на белорусский территорию Московского княжества во времени Ивана III, когда сформировалась концепция Москвы-Третьего Рима».

Началом второго, интэрнальнага, периода Боярин считает появление власнабеларускай историографии (белорусского летописания в ВКЛ).

Таким образом, спор приобретает внутренний характер, и ее вопросом становится самоидентификация. Однако это не означает, что территориальные претензии исчезли, — скорее, они были довольны. В свою очередь, исследователь разделяет интэрнальны период на следующие падперыяды:

Первая Эпоха Реформации и Контрреформации, когда дискуссия ведется в русле полемики между римо-католиками, православными, униатами и протестантами. В это время определяются три основные стороны в дискуссии, которые можно условно назвать восточников, западниками и центристами.

Второй Эпоха позднего Просвещения, когда дискуссия завоевывает научное поле. В качестве примера автор упоминает работы преподавателей Виленского университета и так называемых «национально-освободительном руссистов». В это же время происходит изучение Беларуси польскими и русскими фольклористами.

Третий Время формирования белорусского нации и становления белорусского государственности. В этот период дискуссии определены развитием белорусского национальной идеи и охватывают философию, литературу и политику.

Однако сам Абдиралович не дает точной периодизации и, по его мнению, «история колебаний между Западом и Востоком» начинается в Х веке, с крещением Руси. Приняв православие, белорусы тем самым принимают восточный тип цивилизации и наследие Византийской Империи. Однако крещение был принудительным, поскольку, «как та Рогнеда, взятая в плен кн.Валадимирам, Беларусь должна крестить своих детей принудительно на западный образец, но воспитывает их на старый лад язычниками», и «новая» византийская культура »не творится органично

Однако сам Этот не дает точной периодизации и, по его мнению, «история колебаний между Западом и Востоком» начинается в Х веке, с крещением Руси. Приняв православие, белорусы тем самым принимают восточный тип цивилизации и наследие Византийской Империи. Однако крещение был принудительным, поскольку, «как та Рогнеда, взятая в плен во время поездки, Беларусь должна крестить своих детей под принуждением на западный образец, но и воспитывает их на старый лад поганцами», и «новая» византийская культура «не творится органично, а оставляется неперапрацованая народным духом», а значит — не ўлучаецца в систему ценностей. Хорошей иллюстрацией этого является упомянутая Абдзіраловічам фигура князя Всеслава Чародея, который «слушает утраню в Полоцке, но абяртаецца седым волком и бежит к киевской Софии на обедне». По сути, белорусы так и остаются язычниками, последствием чего встает объединение с языческой Литвой против православной Московии.

Следующий этап белорусской истории — времена Витовта, снова времена колебаний «между Западом и Востоком», которые заканчиваются в пользу Запада и после которых на Беларусь в скором времени приходят католицизм и западная цивилизация. Соответственно, с этого момента, по словам Абдзіраловіча, Беларусь становится ареной открытого борьбы двух христианских конфессий, двух культур. От этого времени колебания не перапыняюцца и сочетаются с бесконечными изменениями государственной границы. Таким образом, белорусы делятся на католиков и православных, но этот раздел иллюзорный, внешний, ведь, по сути, в сердце они остаются язычниками. «Только по форме мы считались католиками или православными, гражданами Москвы и России, или Польши. Повер, мы были дурными сынаміі церкви и церкви и «ojczyzny» и «отечества». В этом контексте интересно упомянуть статью Петра Васюченко «Наша измена», в котором он называет историю Беларуси историей предательства — как духовной, так и политической — и делает вывод, что только измена позволяло белорусам сохранить собственную идентичность. По Абдзіраловіча, «до нашего времени белорусский народ не ставил опору ни восточной, ни западной волны, и они свободно перекатывались над его головой». «Пример Скорины, о котором до сей поры неизвестно, кто он был такой, или католик, православный, и верно, что и тот и другой вместе, отбивает это видение белорусского духа в індывідуальнасьці». Но «умирали языческие боги, а новых так и не признал белорусский народ», результатом потери язычество (а с ним, по Абдзіраловіча, и национальной религии, на которой базировался национальный мировоззрение) белорусы потеряли свой путь, «влияние Запада и Востока в извращенных, специфически-славянских, иногда карикатурных выражениях, крутили и насиловали душу белоруса, только заставляя его увидеть, что в чужой кожи, всегда плохо». Краткий изложение истории колебаний между Западом и Востоком по-другому можно назвать и генеалогией падвойнасці «белорусской души».

Определение Запада и Востока

Восток и Запад по существу, представляют два типа цивилизации, которые сошлись в своей борьбе на территории Беларуси, и рассматриваются Абдзіраловічам как две противоположности. При этом, его подход отличается от арыстоцелевага «существуют только противоположности, и нет ничего третьего». Определяя Беларусь как рубеж между Западом и Востоком, автор уже тем самым признает существование третьего, а его «белорусский путь» фактически является візіяй идеи «третьего пути», представленной в буддизме. Но прежде чем изложить свои предложения на преодоление указанной ситуации, Этот дает чрезвычайно точное определение Запада и Востока.

Восток олицетворяет склонность ко всему крайнему, четкого, ярко подчеркнутого; стремление к общей, «адналітнай» формы, из чего с необходимостью следует идея единой политической формы, как то «вся власть царю» (манархізм) или «вся власть советам» (тоталитаризм).

При этом любая недовольство существующей ситуацией неизбежно ведет к полному извращенцу: белое становится черным, черное — белым (противоположности меняются местами, по сути, ничего не меняя).

Таким образом, во восточной картине мира есть только черное и белое (т.е. признается только существование двух крайностей, когда отказывается существование третьего).

В соответствии с этим принципом, есть только Запад и Восток, существование Беларуси как чего-то третьего падставова невозможное. Соответственно, из этого с необходимостью следует, что Беларусь принадлежит либо к Востоку, либо к Западу. Не вызывает сомнений, что при подобном подходе никакой признание белорусской идентичности есть невозможным, ибо, согласно вышеупомянутого принципа «свои” — ” белое», все, что таковым не является, рассматривается как «чужое» и, соответственно, черное. Причем, борьба ведется до тех пор, пока не сгинет последний враг. По мнению Абдзіраловіча, стремление Запада «охватить все единственной формой, без жалости которым все непохожее», доводить до абсурда, как в политике, так и в социальной и духовной жизни.

Запад олицетворяет полную противоположность Востока. Здесь нет и не может быть единой формы, как в политике (отсутствие идеи единой империи), так и в духовной и социальной жизни (нет единой религии).

Борьба между враждующими направлениями возникает только в «времена общего испуга», и тогда «всюду пылают костры из гэрэтыкамі», но, успокоившись, враждебные направления мирно сосуществуют вместе (после падения II Интернационала европейский социализм мирно сосуществует с капитализмом), «разбитое войско сторонников какой-то идеи не составляет своего аружжа, а, проиграв войну, начинает істнаваць как обычный агульнаграмадзкі фактор» (католичество после Реформации).

Враждующие стороны ищут взаимопонимания до времени, пока нет значительного превосходства одного из них. Основа западно-европейских отношений — компромисс. Западная культура возникла на борьбе с крайними направлениями. Соответственно, она отрицает единственно правильное и стремится к разнообразию. Раздел воплощает суть западной цивилизации, как позже отметил Ги Дэбор. Когда на Востоке то, что не белое, — черное, то на Западе «не только не считают серое черным, но сцерагуцца и белое назвать белым».

Необходимость синтеза

Неоднозначным было восприятие белорусами как западных, так и восточных ценностей. «…Нам нравилась восточная простота, искренность, соответствие вида внутренней сути», но нельзя все свести к одной формы, к тому же, «кроме маны полезной есть еще и святая ложь», и «с основательной причины невыразнасьці жизни нам часто самые простые вещи нельзя назвать их собственным именем». Запад, в свою очередь, влекло «твердым чувством меры, цярпімасьцю до различных направлений» и отталкивал нечестностью. Это привело к тому, что ни одна система ценностей так и не была принята напоўна.

По мнению Абдзіраловіча, подобная ситуация требует синтеза, «згарманізаваньня обоих направлений», но процесс сочетания в себе лучших оценок Запада и Востока был существенно затруднен. Во-первых, тем, что, Запад и Восток воспринимались как враждебные и противоположные, и это привело к разделенности «белорусской души», а, во-вторых, тем, что Восток вообще не признавал существования белорусов, а Запад, в которого мы искали спасения от восточной экспансии, «принес нам наилучшие идеи: гуманистические, либеральные, демократические, но вместе с пекнымі словами всегда помещались насилие духовный и экономический, эксплеатацыя, подавление, унижение». К тому же, вместо гармоничного сочетания восточной определенности и искренности с западной объективностью автор «празорліва приметил в начале ХХ века совсем другую тенденцию — экспансионизм и механическую мешанину далеко не лучших сторон «восточной» и «западной» цивилизаций, которые потеряли свой прежний моральный грунт традиционного народного жизни».

Иногда анализа «истории колебаний» Этот приходит к выводу, что «декарта», ведь чужой путь не соответствует собственной идентичности, и «в эти тесные мизерные рамки не всадить большой души человека. Векавое дасьведчаньне говорит нам, что свободного развития нашего духа не запэўняе ни западная, ни восточная культура, ибо они абяртаюцца в формах насилия, людажэрства и мэсіянізму». Отсюда с неизбежностью следует, что нужно создавать соответствующие, свои, «белорусские формы жизни», однако не на основании белорусского мессианизма, ибо «страшно теснит жизнь получившая неакрэсьленую власть форма».

Форма как механизм подчинения

Раз причину размытой идентичности Этот видит в отсутствии «собственных форм жизни» и в господстве чужих форм, форма оказывается в центре его анализа. Целью второго раздела как раз и есть проанализировать, «ради чего современное жизнь наших соседей приняло такие сьціскаючыя, гвалтаўнічыя, бездушные формы».

История Европы как история форм

Прежде всего автор анализирует историю Европы как историю возникновения, господства и упадка форм. Подобный подход к анализу истории позволяет говорить о влиянии популярного тогда О.Шпенглера, который также рассматривал историю как последовательность ограниченном количестве форм, хотя сама идея формы, как известно, берет начало от эйдасаў Платона и формы Аристотеля. Так, во вступлении к книге «Закат Европы» Освальд Шпенглер пишет: «в мировой истории я вижу картину вечного возникновения и изменения, чудесного становления и умирания органических форм».

Этот вслед за Шпенглерам утверждает, что современные европейские народы приняли свою культуру в наследство от Античности, но приняли только ее форму, а не дух. Принять чужую культуру, а именно «римский пример администрации, армии, религии, права, вообще, большинство политических, религиозных, экономических и других бытовых форм», их заставило «потребность четкое формы в гаспадарсьцьвеннасьці, религии и других областях быта», т.е. причина имела исключительно материальный характер, и в античной культуры, их интересовало исключительно форма, а не содержание. Однако же содержание и форма образуют дыялектычнае единства, и это одностороннее заимствование имело свои последствия. По Абдзіраловіча, греческая и римская культуры погибли в результате «духовной разврата и деморализации», которая была результатом «конфликта между личностью и хаўрусам выделения простых чисел. Общество не соответствовал жаданьням лица своими захопліваючымі імкненьнямі, борьба личности против притеснений здэмаралізавала и личность, и общество , и они погибли».