Эрих Фромм «Искусство любить». на философию | Dmitri Bews | VK

Эссе

В добавление к фразе, когда Я сравнивал любовь с

  • Извините, что некоторые слова слиплись — никак не получается исправить

Ссамого начала книги Эрих Фромм пишет о том, что любовь – это не сентиментальноечувство, испытать которое может всякий человек независимо от достигнутой имзрелости, что это искусство, которым можно и нужно овладевать каждому человеку,но он должен обладать знанием и прилагать не малые усилия, иначе все егопопытки полюбить будут провальными.

Для большинства людей проблема любви сводится всего лишь ктрем проблемам:

1)Это быть любимым, а не в том чтобы любить, уметьлюбить. Они хотят чтобы их любили, чтобы они возбуждали чувство любви;

2)Проблема любви – это проблема поиска объекталюбви, а не проблема способности. Любить просто, а вот найти объект любви –сложно;

3)В любви ничему не надо учиться.

Все же, по мнению Фромма обстоит абсолютно наобороти в своей работе он пытается доказать это.

Как и у любого искусства, будь то живопись, музыка,у любви есть две части – теория и практика. Начинает он именно с теории: таккак любовь неотделима от человека, то теорию нужно начать именно с его природы.По мнению, Фромма человек с самого начала, как отошел от природы, ушел из рая,начал осознавать собственное одиночество и отделенность, собственнуюбеспомощность перед силами природы и в обществе – все это делает егосуществование отчуждённым и разобщенным с другими и становится невыносимойтюрьмой. И он стремится избавится от этого. Потребность преодолеть этуотчужденность, покинуть тюрьму становится основной задачей для человека. Дляэтого он придумал себе несколько путей, последним и основным Фромм называет –воссоединение в любви. «Без любви человечество не могло бы просуществовать идня».

зрелую любовь

Но что же один человек дает другому? Он дает себя,самое драгоценное, что имеет, он дает свою жизнь. Не в смысле, что он жертвуетсобой, он дает ему то, что есть в нем живого, он дает ему свою радость, свойинтерес, свое понимание, свое знание, свой юмор, свою печаль – все переживанияи все проявления того, что есть в нем живого. Этим даванием своей жизни онобогащает другого человека, увеличивает его чувство жизнеспособности, он как быего дополняет его, делает целым. Истинно давая, он не может не брать то, чтодается ему в ответ. Давание побуждает другого человека тоже стать дающим, и ониоба разделяют радость, которую внесли в жизнь, они оба дополняют друг друга,становясь единым целым. Отдавая другому человеку свою любовь ты не останешьсябез любви со стороны этого человека. Любовь – это сила, которая рождает любовь,а бессилие – это не возможность порождать любовь. Значит в зрелой любви нетместа предрассудкам, о которых он говорил в начале, т.е. проблема быть любимым.

9 стр., 4206 слов

Воспитание любви к живой природе на х литературного чтения, посвящённых ...

... проблемы сохранения природы, её богатств, чистоты, девственности, и потому необходимости заботиться о природе, что также не возможно без любви, которая является мощнейшим и наиболее эффективным двигателем человеческими поступками. Человек ... среде» нацелен один из курсов программы для 1-2 классов. В 3-4 классах четырёхлетней начальной школы «удовлетворению общественной потребности в действенном ...

Помимо давания, всем формам любви свойственны:забота, ответственность, уважение и знание.

Любовь – это активная заинтересованность в жизни иразвитии того, что мы любим, т.е. забота ,как пример Фромм приводит мать и её ребенка. Забота и заинтересованность ведутк другому аспекту любви – к ответственности .Проблемы моего объекта любви – не только его дело, но и мое. Ответственностьмогла бы легко исчезнуть, если бы не существовало уважения. Уважение означает желание, чтобы другойчеловек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не длятого, чтобы служить мне. Я люблю другого человека, Я чувствую единство с ним,но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы, чтоб он был, вкачестве средства для моих целей. Уважать другого человека невозможно, не зная его.

Но почему истинной формой любви между мужчиной иженщиной Фромм называет зрелую любовь, что он понимает под словом «зрелый»?Именно забота, ответственность, уважение и знание представляют собой наборустановок, которые должны быть заложены в зрелом человеке, т.е. в человеке,который хочет иметь лишь то, что он сам создал, который отказывается от своихэгоистических мечтаний о всезнании и всемогуществе, который обрел смирение,основанное на внутренней силе, которую может дать только истинно созидательнаядеятельность, т.е. в человеке который приобрел собственную индивидуальность иему не надо будет перенимать её у кого-то другого, поэтому два существастановятся единым целым, но сохраняют свою целостность.

Далее Эрих Фромм пытается развеять второезаблуждение, что проблема любви – это проблема поиска объекта.

Помимо преодоления одиночества, человеком движутбиологические потребности – желание единства мужского и женского пола, ЭрихФромм как пример приводит миф о том, что первоначально не было деления намужчин и женщин, они были одним существом, но потом их разделили на половинки иони ищут друг друга, чтобы снова соединиться. Он указывает на ошибочностьанализа Фрейда, который видел в любви лишь выражение полового инстинкта. Наделе же эротическое влечение проявляется не только половым влечение. По мимополяризации полов, у человека поляризован характер: у мужчин будет выражен какспособность проникать вглубь, руководства, активность, дисциплинированность ит.п., а у женщин же – это способность продуктивно воспринимать, выносливость,материнство. Такое полярное влечение Фромм называет – эротической любовью.

Из-за того, что половое желание в пониманиибольшинства людей соединено с идей любви, они считают что они любят друг друга,когда их физически влечет друг к другу, но это заблуждение. Это влечение можетбыть вызвано любым другим видом сильной эмоции – тревогой, одиночеством, жаждойпокорять или быть покоренным и т.п., Но когда желание физического соединениявызвано любовью, если эротическая любовь дополняется братской, это приведет к единству, которое было бы чем-тобольшим, чем просто мимолетное чувство целостности, получаемое при простомполовом влечение.

3 стр., 1077 слов

«Роль любви в жизни человека» — примеры и аргументы

... Купидона, он без ума от объекта влечения. С первого взгляда Составляя эссе о месте любви в жизни людей, необходимо отметить такой интересный феномен, как любовь с первого взгляда. Его можно ... нетрудно догадаться, какую важную роль оно играет в современной жизни. Из всего многообразия оттенков любви существует один, который беспокоит многих ученых, — это взаимное влечение двух половинок, их страсть ...

Эротическая любовь делает предпочтение, но вдругом человеке она любит все человечество, все, что есть живого. Онапредпочтительна только в том смысле, что я могу соединить себя целиком и прочнос одним человеком. Эротическая любовь исключает любовь к другим только в смыслеэротического слияния, полного соединения во всех аспектах жизни – но не всмысле глубокой братской любви. Поэтому проблема поиска объекта любви – абсурд,по мнению Фромма : «Человек любящий, не может не любить всего живого».

Но для большинства людей современного обществасразу же встанет вопрос – «наша любовь распалась и как я тут виноват?», «ушлалюбовь, завяли помидоры» и т.п. И здесь Фромм указывает на ошибочность мнения,что в любви ничему не надо учится. Любовь – это всегда активный процесс,процесс обучения и совершенствования, процесс работы над собой и собственным«Я». Основным видом работ над собой в достижении любви Фромм ставит преодолениесобственного нарциссизма, без этого любовь не возможна, говорит он. Впротивоположность нарциссизму он ставит – объективность, т.е. возможностьвидеть людей и вещи такими, какие они есть, а способность думать объективно –это разум, который играет не менее важную роль в любви. Но быть объективным,пользоваться собственным разумом возможно только при достижении установки насмирение. Далее Фромм утверждает, что любви не может быть без веры, верырациональной, т.е. определенность и стойкость, которые свойственны нашимубеждениям. И последней он называет – активность, сидя сложив руки я ничего недостигну, любовь не свалится на меня с неба.

Таким образом мы видим, что любовь в понимании Эриха Фромма – это нечтотребующее постоянных усилий, работы над собой, но оно несет в себе глубочайшийсмысл, «без неё мы не просуществовали бы и дня», стремление к единству ицелостности через любовь заложено в нас с самого рождения и должно длиться досамой смерти. «Любя, человек покидает тюрьму своего состояния нарциссизма исосредоточенности на себе».