Стилистические особенности творчества Клода Дебюсси

Дипломная работа

Методическая разработка уроков для старшеклассников

Дипломная работа студентки

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА

Факультет музыки, Санкт – Петербург – 2000 год

Импрессионизм в искусстве Франции конца 19 – начала 20 веков. Особенности творчества Клода Дебюсси. Методическая разработка уроков.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

В предлагаемой дипломной работе представлен материал для изучения такого направления в искусстве, как импрессионизм. Автором затронуты некоторые вопросы возникновения и развития импрессионизма в музыке и живописи. Особое внимание, естественно, уделено творчеству Клода Дебюсси, как наиболее яркому представителю этого направления в музыке.

Импрессионизм – явление яркое и интересное, говорить и писать о нём можно много, но рамки данной работы ограниченны, по этой причине автор постаралась кратко изложить основную суть вопросов, которые заключаются в следующем: что такое импрессионизм, его зарождение и развитие на рубеже 19-20 веков, кто такие художники импрессионисты, в чём отличительные свойства их картин, кто такой Клод Дебюсси и что представляет собой его музыка.

В предлагаемой работе 3 главы:

«Импрессионизм в искусстве Франции конца 19- начала 20 веков»

«Особенности творчества Клода Дебюсси»

«Методическая разработка уроков для старшеклассников»

В 1 главе дан экскурс в историю импрессионизма, указаны его основные тенденции и особенности. Автор остановилась на творчестве таких художников как К.Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей и других. Также автор попыталась рассказать о тенденциях музыкального импрессионизма.

Во 2-й главе дан анализ некоторых фортепианных и симфонических произведений Клода Дебюсси.

3-я глава – это некоторые методические разработки, которыми может пользоваться учитель в школе при проведении уроков, посвящённых данной проблеме.

Цель представленной работы: расширение художественного и музыкального кругозора учащихся, приобщение их к миру искусства, музыки, эстетики, приобщение к красоте и гармонии.

Импрессионизм в искусстве Франции в конце 19 – начале 20 веков.

Импрессионизм — одно из самых ярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти 19 века, родившееся в очень сложной обстановке, отличающейся пестротой и контрастами.

Термин «импрессионизм» произошел от французского слова «impression» — «впечатление». Так назвал свою картину Клод Моне – «Впечатление. Восход солнца».

13 стр., 6093 слов

Импрессионизм во французском искусстве второй половины XIX века

... французском искусстве второй половины XIX века. Для раскрытия данной цели автором определены следующие задачи: рассмотреть предысторию импрессионизма; определить роль импрессионизма в изобразительном искусстве; изучить творчество импрессионистов: Эдгара Дега, Эдуарда Мане, Клод ...

Первоначально импрессионизм проявил себя в живописи. Художники, примыкающие к этому направлению, включали Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея и Эдгара Дега. Стремясь максимально точно выразить свои непосредственные впечатления от вещей, импрессионисты освободились от традиционных правил и создали новый метод живописи. Суть его состояла в передаче внешнего впечатления света, тени и рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок. Это зрительно растворяло форму объектов в окружающей свето-воздушной среде. Импрессионистический метод стал максимальным выражением самого принципа живописности. Для художника-импрессиониста важно не то, что он изображает, а то, как изображает. Объект становился только поводом для решения чисто живописных «зрительных задач», поэтому импрессионизм первоначально имел ещё одно, позднее забытое название – «хроматизм», от греческого «chroma» — «цвет».

Импрессионисты обновили колорит, они отказались от тёмных, земляных красок и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре. Они выходили из мастерских на пленэр (pleinair — «вольный воздух»).

Предшественник импрессионистов Эдуард Мане гордился тем, что все его картины, как он сам утверждал, написаны, кроме одной, целиком с натуры.

Характеристика творческого метода импрессионистов

Импрессионисты отличались краткостью и этюдностью своего творческого метода. Они стремились зафиксировать отдельные состояния природы, поэтому предпочитали короткие этюды. Основная идея импрессионистов заключалась в том, что реальность — это меняющиеся световые ощущения. Чтобы уловить эти исчезающие мгновения, художники работали над передачей бликов, мерцаний, игры светотеней и красочных созвучий.

К концу 19 века художники-импрессионисты стали исключительными мастерами передачи освещения, тумана, игры воды, неба и облаков. Они использовали свой уникальный живописный язык, чтобы передать красоту и разнообразие природы.

Тематика творчества импрессионистов

Основная тема творчества импрессионистов — Франция и ее природа, быт и люди. Художники изображали не только шумные парижские улицы, но и рыбацкие поселки. В работах многих из них можно найти реалистические мотивы, которые дают социальные характеристики тех времен.

Интерес художников-импрессионистов распространялся не только на городские пейзажи, но и на обычных людей. Они изображали актрис, служанок, танцовщиц, прачек, жокеев и других обыкновенных людей, что придавало их работам особую живость и выразительность.

Роль пейзажа в творчестве импрессионистов

Пейзаж стал настоящим откровением в полотнах художников-импрессионистов. Именно в пейзаже они могли полностью раскрыть свои новаторские устремления и передать все богатство нюансов и оттенков. Картины, такие как «Белые кувшинки» Клода Моне, «Осеннее утро в Эраньи» Камиля Писсарро, «Снежный пейзаж с охотником» Альфреда Сислея и «На берегу озера» Огюста Ренуара, являются прекрасными примерами этого.

Таким образом, творческий метод импрессионистов характеризуется краткостью и этюдностью, стремлением передать меняющиеся световые ощущения и уникальностью передачи освещения и природы. Их работы отражают разнообразие тематик, включая городские пейзажи и обычных людей. Пейзаж стал особенно важным элементом в их творчестве, позволяя им полностью раскрыть свои новаторские идеи и передать богатство природы во всех ее нюансах и оттенках.

8 стр., 3941 слов

Импрессионизм в живописи, музыке и литературе

... впечатление, что полотна импрессионистов написаны простым прохожим, гуляющим по бульварам и наслаждающимся жизнью. Это была революция в видении. Как художественное течение импрессионизм, в частности в ... литературу, а также кинематограф. Некоторые принципы импрессионизма — передача мгновенного движения, текучесть формы — в различной степени сказались в скульптуре 1880—1910-х годов. 2. Импрессионизм в ...

Музыкальный импрессионизм

Музыкальный импрессионизм возник в конце 80-х — начале 90-х годов. Так же как и в живописи, он проявился прежде всего в стремлении передавать мимолетные впечатления, полутона и полутени. Как и художники-импрессионисты, представители музыкального импрессионизма проявляются в тяготении к поэтическому одухотворенному пейзажу.

Свою музыку импрессионисты строят на игре музыкальных светотеней, на неуловимом «звуковом ощущении». Они отказываются от классической завершенности форм, обращаясь к жанрам программной музыки, народным танцевальным и песенным образам, в них ищут пути обновления музыкального языка.

Главным представителем музыкального импрессионизма является Клод Дебюсси. К нему также можно отнести некоторых других французских композиторов, таких как П.Дюка, Ф.Шмитт, Л.Обер, Ш.Кеклен (в раннюю пору творчества), Ж-.Роже-Дюкаса. Импрессионистские черты можно также найти в произведениях Мориса Равеля, включая его знаменитый цикл фортепьянных пьес «Отражения» и другие произведения.

Характеристики музыкального импрессионизма

Основные черты музыкального импрессионизма:

  • Стремление передать мимолетные впечатления, полутона и полутени.
  • Внимание к звуковой красочности и колориту.
  • Поиск необычайных оркестровых звучаний и гармоний.
  • Игра музыкальных светотеней и создание неуловимого «звукового ощущения».
  • Отказ от классической завершенности форм в пользу жанров программной музыки, народных танцевальных и песенных образов.

Тематика и влияние

Представители музыкального импрессионизма проявляются в тяготении к поэтическому одухотворенному пейзажу. Их музыка вдохновляется природой и вызывает ощущения, возникающие при восприятии красоты неба, моря и леса. Они открывают новые возможности поэтической звукописи и музыкальной выразительности.

Также важной сферой музыкального импрессионизма является фантастика. Композиторы обращаются к образам античной мифологии, средневековым легендам и миру грез, создавая сверкающие звуковые пейзажи и используя новые средства выразительности.

Примеры произведений

Некоторые известные произведения музыкального импрессионизма:

  • «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Море» Клода Дебюсси.
  • Цикл фортепьянных пьес «Отражения» Мориса Равеля.
  • «Шесть античных эпиграфов» для фортепьяно в 4 руки.
  • «Флейта Пана» для флейты соло Клода Дебюсси.

Музыкальный импрессионизм, подобно живописному, является важным этапом в развитии искусства, где музыканты стремятся передать эмоции и впечатления, создавая яркие звуковые пейзажи и открывая новые возможности музыкальной выразительности.

Развитие импрессионистической музыки во Франции

Период национального обновления во Франции, предшествующий рождению музыкального импрессионизма, был отмечен значительным развитием симфонического и камерного творчества французских композиторов. После франко-прусской войны 1870-1871 годов, концертная жизнь оживилась, а созданное в 1871 году Национальное музыкальное общество стало активно поддерживать современных французских композиторов. Цезарь Франк и Камиль Сен-Санс занимали центральное место в музыкальном творчестве этой эпохи, а их ученики и приверженцы идей Франка, такие как Анри Дюпари, Венсан д’Энди, Габриэль Форэ и Эрнест Шоссон, сыграли важную роль в художественной жизни Франции.

10 стр., 4896 слов

Импрессионизм. Клод Моне

... Дега, Сезанном, Ренуаром, Сислеем и др. Именно в их кругу и зародился импрессионизм .Моне много работает на натуре, ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, ... из них уже не было в живых. Клод Моне. Жизнь и творчество. Одним из самых выдающихся художников импрессионистов был Клод МОНЕ (14 февраля 1840, Париж, 6 декабря 1926, ...

Однако в формировании импрессионистической музыки важную роль сыграло сохранение и развитие классических традиций, унаследованных от предшествующих эпох. Клод Дебюсси проявлял интерес к григорианскому пению и его ладам, интонациям, а также с увлечением слушал произведения мастеров полифонии. Он находил в музыке Палестрины и Орландо Лассо множество ладовых возможностей, обогащавших мажор-минорную сферу и придававших ритмическую гибкость, отличную от традиционной квадратности. Все это помогло Дебюсси создать собственный музыкальный язык.

Дебюсси также высоко ценил музыкальное наследие великих отечественных музыкантов XVIII века. В своей статье «Ж.Ф.Рамо» он отмечал «чистую французскую традицию» в творчестве этого композитора, выраженную в «нежности, деликатной и прелестной, верных акцентах, строгой декламации в речитативе». Он также сожалел о том, что отечественная музыка «чересчур долго следовала путями, коварно удалявшими её от той ясности выражения, той точности и собранности формы, которые являются специальными и характерными качествами французского гения». Безусловно, предшественники, такие как Рамо, оказали существенное влияние на Дебюсси и помогли ему полно выразить свои устремления.

Импрессионизм в музыке

Тонкость «схватывания» настроения, детализация письма импрессионистов в музыке была бы невозможна без усвоения гениальной звуковой техники и миниатюрализма «Прелюдий», «Ноктюрнов», «Этюдов» Шопена, которого Дебюсси боготворил с детства. Колористические находки Э.Грига, Н.А.Римского-Корсакова, свобода голосоведения и стихийная импровизационность М.П.Мусоргского нашли оригинальное продолжение в творчестве Дебюсси. Его увлечение Вагнером, быстро преодоленное, способствовало поискам новых гармонических средств и форм.

Эстетика импрессионизма воздействовала на все основные жанры музыки: вместо развитых многочастных симфоний стали культивироваться симфонические эскизы-зарисовки, на смену романтической песне пришла вокальная миниатюра, где преобладала речитация с красочно-изобразительным аккомпанементом, в фортепьянной музыке появляется свободная миниатюра, для которой характерно значительно большая свобода развития, чем в романтической миниатюре, а также постоянная изменчивость гармонического языка, ритмического рисунка, фактуры, темпа. Всё это придает форме пьес характер импровизационности, а также способствует передаче постоянно меняющихся впечатлений.

Импрессионистская программность отличается своеобразной сюжетностью и драматургическая сторона как бы снята. Образы программы завуалированы. Главная её задача — возбудить фантазию слушателя, активизировать воображение, направить его в русло определенных впечатлений, настроений. И именно переход этих состояний, постоянно меняющихся настроений определяет основную логику развития.

Однако, несмотря на временное угасание импрессионистических течений, их влияние на музыку оказалось значительным и долговременным. Импрессионизм оказал существенное влияние на развитие музыкальной формы, гармонии и оркестровой техники. Композиторы, вдохновленные идеями импрессионистов, стали экспериментировать с новыми музыкальными приемами, стремясь к передаче образов и впечатлений с помощью звуков.

5 стр., 2269 слов

Творческие задания и игры для развития песенного творчества

... для развития песенного творчества. (Н.А.Ветлугина.) 1) Импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов; 2) Импровизация музыкальных вопросов и ответов; 3) Сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок ... «Сочини музыку для мишки» Цель: К детям приходит мишка, который просит ребят помочь сочинить песни для своих медвежат., Педагог предлагает детям текст., Кнам ...

Таким образом, можно утверждать, что импрессионистическое движение оказало существенное влияние на развитие музыкальной культуры начала 20 века, и его отпечаток был ярко виден в произведениях многих композиторов того времени. Несмотря на свое временное угасание, импрессионизм остается важным периодом в истории музыки.

Роль импрессионизма в развитии культуры

Импрессионизм сыграл огромную роль в развитии культуры, открыв новые возможности и перспективы в живописи. Представители импрессионистического движения внесли ряд инноваций в области техники и композиции, которые повлияли на художественные процессы того времени.

Одной из основных черт импрессионистического стиля в живописи стала работа на пленэре — непосредственно на природе. Такой подход позволил художникам вести наблюдения за изменчивыми природными явлениями и передавать их в своих произведениях более точно и естественно. Этим они смогли зафиксировать мимолетные эмоции и впечатления, которые и характеризуют импрессионистическое искусство.

Тонкая наблюдательность, светлый тон и пренебрежение деталями в пользу создания колорита — это ещё несколько элементов, которые сделали импрессионистическую живопись особенной. Художникам удавалось передать блеск солнечных лучей, мерцание на воде, ощущение воздуха, а также легкость и невесомость предметов благодаря специфической живописной манере, придающей картинам трепещущую и зыбкую поверхность.

Художники-импрессионисты определили новые идеи эстетического восприятия, что повлияло на развитие других видов искусства. Музыканты также обратились к художественным терминам, заимствованным у художников, в своих поисках нового музыкального направления.

Оркестр и музыка Клода Дебюсси

Оркестр Дебюсси является необычным и оригинальным, отличающимся изящностью и обилием деталей, каждая из которых слышима. Композитор сопоставлял различные тембры инструментов и различные способы звукоизвлечения, что делало его оркестровые произведения особенными.

Тембровое многообразие, переливчатость звучания и насыщенный колорит — вот что поражает в оркестре Дебюсси. Его симфонические эскизы «Море» были написаны композитором в приморском городке на берегу Атлантического океана, где он передал звуки нарастающего шума прибоя и мощного ветра.

Одна из основных черт музыки Дебюсси — это стремление создать радостное искусство, доставляющее людям наслаждение. Он был преданным поклонником природы и считал ее высшим источником вдохновения. Близость к природе для него была критерием творчества, и он выступал за создание особого вида музыки на открытом воздухе, которая объединяла бы человека с природой.

Таким образом, музыка Клода Дебюсси имеет много общего с живописью импрессионистов. Оба направления в искусстве стремились передать эмоциональные и непостоянные впечатления природы, основываясь на новом восприятии формы, цвета и света.

Введение

Импрессионизм — одно из наиболее значимых и новаторских течений в искусстве XIX века. Картины, созданные художниками-импрессионистами, наглядно демонстрируют их особый взгляд на мир, идейные установки и особенности техники живописи. Одним из самых ярких представителей этого течения был Клод Дебюсси – композитор, оказавший на музыкальное искусство не меньшее влияние, чем импрессионисты на живопись.

10 стр., 4822 слов

Ашиль-Клод Дебюсси

... (струнный квартет) и особенно симфонической музыки. В это время создаются два наиболее значительных симфонических произведения - прелюд "Послеполуденный отдых фавна" и "Ноктюрны". Дебюсси провел в Риме два года. ... игре на фортепиано. По настоянию близкой их семье пианистки, распознавшей незаурядные способности Клода, родители отдали его в 1873 году в Парижскую консерваторию. Это учебное заведение ...

Цель исследования

Цель данного исследования – рассмотреть особенности творчества Клода Дебюсси, показать связь между импрессионизмом и его музыкой, и выявить вклад композитора в развитие музыкального искусства и, в частности, французской музыкальной культуры.

Особенности творчества Клода Дебюсси

Одной из главных особенностей творчества Клода Дебюсси было его стремление к поиску новых форм совершенствования музыки. Изучая творчество новаторов своего времени и классиков французской музыкальной культуры, он смог привнести в свою музыку уникальную гармоническую структуру и особый характер мелодии.

Дебюсси также проявлял большую любовь к природе и использовал ее образы в своей музыке. Он часто говорил о том, что в окружающем нас мире скрыт огромный потенциал музыки, который необходимо раскрыть и передать слушателям.

Но главным своеобразием музыки Дебюсси было использование музыкальных фраз и мелодий, не имеющих строгой логической связи друг с другом, что создавало впечатление лирической бессвязности и частично лишало музыку конкретного содержания.

Связь музыки Клода Дебюсси и импрессионизма

Стиль музыки Клода Дебюсси был непосредственно связан с импрессионизмом, который на тот момент уже стал доминирующим течением в европейской живописи. Дебюсси разделял основные идеи импрессионизма, в том числе приоритет цвета над формой, отражение впечатлений и эмоций человека от реальности в своей музыке.

Дебюсси активно сотрудничал с импрессионистами в обществе независимых художников, где он выступал со своими произведениями, которые назывались «Опера-малютка». Они привлекали внимание новых зрителей и совершенно не соответствовали традиционным музыкальным формам того времени.

Влияние Клода Дебюсси на музыкальное искусство

Творчество Клода Дебюсси оказало большое влияние на мировую музыкальную культуру. Его работы способствовали появлению таких жанров, как импрессионизм и абстрактный экспрессионизм, и внесли вклад в развитие кубистической и конструктивистской живописи. Он преподавал в консерватории и воспитал целое поколение ком, которые также стали популяризаторами новых музыкальных течений и направлений.

Заключение

Таким образом, творчество Клода Дебюсси имеет особое значение для мировой культуры. Он создал уникальную музыку, которая благодаря своей бессвязности и свежести выражения стала важным этапом в развитии импрессионизма и других новых музыкальных направлений. Его работы стали источником вдохновения для многих композиторов и музыкальных оранжировщиков, и до сих пор остаются неизменными эталонами красоты и гениальности.

История развития фортепианной музыки в творчестве Клода Дебюсси

Клод Дебюсси, великий французский композитор, оставил неизгладимый след в истории художественной культуры как крупнейший представитель музыкального импрессионизма. Его творчество часто сравнивают с искусством живописцев-импрессионистов, так как эстетические принципы последних нашли отражение в музыке Дебюсси.

С самого детства Дебюсси был окружен фортепианной музыкой, и именно она стала его основной страстью и призванием. Его подготовила к поступлению в консерваторию Мантэ де Флервиль, сама являвшаяся ученицей великого Шопена. От Шопена она получила ценные указания и советы, которые передала своему ученику. В консерватории Дебюсси изучал фортепианную игру под руководством профессора Мармонтеля, известного французского пианиста и педагога. Вместе с Дебюсси в этом учебном заведении учились такие известные композиторы, как Бизе, Гиро, д’Энди и другие.

3 стр., 1457 слов

По музыке «Композитор-песенник Сара Садыкова»

... композитора-песенника послужило её первое сочинение «Жду тебя» на стихи А.Ерикеева, созданное в годы войны. Этой песней Садыкова положила начало освоению совершенно нового для татарской музыки ... композитор Сара Садыкова? На многие вопросы я постаралась найти ответы. Сара Садыкова – актриса, певица и композитор ... “Зеленая сумка” Г.Зайнашевой (1982); Вокальные: песни (более 400). Литература: [Электронный ...

Уже в ранний период своего творчества Дебюсси начал писать произведения для фортепиано. Рядом с вокальными и симфоническими композициями появились его первые сочинения для этого инструмента. В двух арабесках, написанных в 1888 году, уже прослеживается индивидуальность истины композитора. Они отличаются изяществом и «воздушностью» композиции, характерными чертами стиля Дебюсси. В 1890 году Дебюсси создает свой первый фортепианный цикл — «Бергамскую сюиту», включающую четыре части: Прелюдия, Менуэт, «Лунный свет» и Пасспье. Здесь уже ясно видны две основные тенденции, которые будут характерными для последующих циклов композитора: использование жанров клавесинистов и тяготение к пейзажным зарисовкам. Дебюсси свободно интерпретирует жанры старинной музыки, смело использует гармонический язык и фактуру нового времени.

С 1901 года Дебюсси начинает писать сочинения для фортепиано одно за другим, отдавая им свои лучшие минуты вдохновения. Сюита «Для фортепиано» является вполне зрелым циклом Дебюсси. Она состоит из трех пьес — Прелюдии, Сарабанды и Токкаты. В этом цикле особенно ярко проявляются черты классицизма, как в выборе жанров, так и в строгости музыки, ясности формы каждой пьесы и гармоничной симметрии всего цикла.

Первая часть исследования посвящена анализу первых трех пьес из цикла сочинений для фортепиано Клода Дебюсси. Прелюдия, Сарабанда и Токката представляют собой характерные образцы музыкального стиля композитора, объединяющего в себе черты виртуозности клавесинистов с приемами письма 19 столетия. Национальная характерность Прелюдии подчеркивается использованием французской народной песенки в главной теме. Следующая пьеса, Сарабанда, представляет собой сочетание черт старинной сарабанды с современным гармоническим языком. Заключительная Токката сохраняет характер непрерывного движения, обладая более однородным характером. В своей работе Дебюсси стремился к объединению программно-изобразительных и импрессионистских тенденций, что отразилось в последующих сериях его произведений.

Также значимыми для понимания творчества композитора стали его музыкальные сборники: «Эстампы» и «Образы». Они демонстрируют развитие программного и импрессионистского подходов в музыке Дебюсси в различные периоды его творчества. Важным аспектом является и выбор заглавий для его произведений, ассоциирующихся с терминологией живописи и графики, что отражает стремление композитора связать музыку с визуальными и эмоциональными впечатлениями.

Исследование представляет важный вклад в понимание творчества Клода Дебюсси и его влияния на развитие музыкального искусства в конце 19 — начале 20 столетий.

Сады под дождем и Вечер в Гренаде: анализ музыкальных произведений

Одна из самых интересных пьес в «Эстампах» — это «Сады под дождем». Подобно Прелюдии и Токкате из предшествующей фортепьянной серии, эта пьеса отличается быстрым непрерывным движением и четкой ритмической упругостью. В интонационном отношении наблюдается связь с Прелюдией, так как основой главной темы служит одна и та же французская песня. В «Садах под дождем» на первый план выходят характерные черты образа, связанные с программным замыслом. Однородное ритмическое движение шестнадцатых и возникающее на его фоне «капельки» мелодических звуков staccato имитируют «музыку» летнего дождика. Чтобы передать красочные эффекты меняющегося солнечного освещения, композитор очень тонко, постепенно приводит к замене минора мажором. В конце пьесы звучит светлая, ликующая музыка словно гимн расцветающей природы.

3 стр., 1011 слов

Колокольный звон в произведениях русских композиторов

... Разина» и во многих других произведениях. При разработке проекта мы прослушали и вспомнили музыкальные произведения, которые звучали на уроках музыки и в которых русские композиторы использовали колокольные звоны. В опере Мусоргского «Борис Годунов» ...

Другая замечательная пьеса «Эстампов» — «Вечер в Гренаде». Здесь Дебюсси с исключительным мастерством рисует живописную картинку испанского народа. Эта пьеса написана в манере, отчасти напоминающей письмо «Бульвара Капуцинок» Клода Моне. В обоих произведениях авторы стремятся передать общее впечатление от большого пространства уличного движения, пёстрой красочной толпы. Их интересует преимущественно целое, а не детальное рассмотрение отдельных явлений. Этот принцип определяет характерное строение «Вечера в Гренаде»: небольшие разнообразные построения, отсутствие длительного развития тем. Написанная свободно по форме пьеса, производящая впечатление непринужденно сменяющих друг друга картинок жизни испанского народа, пьеса композиционно стройна и завершена. Единству целого способствует жанровая основа: пьеса пронизана метроритмом хабанеры. В характере этого танца написаны важнейшие темы произведения. Организующую роль играет и рондообразный принцип чередования тем и обрамление пьесы материалом вступления.

В этом произведении Дебюсси создает впечатление пространственной перспективы и это впечатление длится на протяжении всей пьесы. В первых же тактах последовательно восходящие октавныс ходы раскрывают все большее пространство и создают широкую перспективу, а в дальнейшем в эту «звуковую раму» «вписывает» образы своей музыкальной картины.

Введение

Композитор Клод Дебюсси является одним из самых известных представителей музыкального импрессионизма. Его произведения отличаются оригинальностью и инновационным подходом к композиции. В данном исследовании мы рассмотрим несколько из его наиболее ярких и значимых музыкальных произведений.

Отражения в воде

Одним из лучших образов природы, созданных Дебюсси, является пьеса «Отражения в воде». Это произведение не только воссоздает живописную картину, но и позволяет «вслушаться» в мир «водяного царства». В начале пьесы мы встречаем спокойную водную гладь, но вскоре она нарушается еле заметными движениями и всплесками. Моменты безмолвия сменяются новыми трепетами на поверхности воды.

Прелюдии

Серия из двух томов «Прелюдий», исполненных и опубликованных Дебюсси в течение трех лет (1910-1913), включает в себя 24 пьесы. В этих прелюдиях композитор представляет пейзажи, портреты, легенды и сцены. Пейзажи включают такие произведения, как «Паруса», «Что видел западный ветер», «Ветер на равнине», «Вереск», «Шаги на снегу», «Холмы Анаканрии». В них Дебюсси передает свои впечатления от природы.

В портретах, таких как лирический «Девушка с волосами цвета льна» и юмористический «В знак уважения С.Пичвику эск. П.Ч.П.К.», мы можем увидеть светлый и обаятельный образ, достигаемый певучестью и широтой мелодии. Эти произведения также соответствуют герою Диккенса, ироничному и добродушному одновременно. Комический эффект этой пьесы достигается неожиданными контрастами между серьезностью и игривостью.

22 стр., 10515 слов

Жанр ноктюрна в европейской инструментальной музыке XIX–XX веков

... МУЗЫКИ XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА НОКТЮРНА 1.1 История жанра ноктюрна Слово «ночной» имеет несколько значений, оно происходит от французского nocturne - «ночь». Как название отдельного жанра музыкальных произведений ... ускоряется и усложняется, история этого периода полна событий и фактов. Профессор А. К. Кузнецов отмечает три наиболее важных момента: - расцвет «ночной музыки» в романтике первой ...

Легенды

В прелюдиях «Ундина», «Танец Пёка», «Феи, прелестные танцовщицы», «Затонувший собор» Дебюсси обращается к миру народной фантастики. В этих пьесах отражается высокое мастерство композитора в передаче пластики и разнообразных форм движения. Он также использует характерные фактурно-гармонические средства для каждого образа.

Воплощение произведений искусства

Среди прелюдий, воплощающих произведения искусства, особое место занимают «Дельфские танцовщицы», открывающие первую тетрадь прелюдий. Эта пьеса вдохновлена скульптурным фрагментом фронтона греческого храма. Еще одной интересной прелюдией является «Канопа», вдохновленная крышкой греческой урны, украшавшей бюро Дебюсси. В обеих пьесах композитор создает задумчивые и мягкие линии, сдержанный ритм погребальной песни.

Заключение

Произведения Клода Дебюсси являются ярким примером музыкального импрессионизма. В его музыке отражаются различные аспекты природы, искусства и фантастического мира. Дебюсси уникальным образом передает эмоции и настроение через свое мастерство композиции. Его прелюдии и другие произведения остаются великим вкладом в музыкальное искусство.

Обзор предыдущих исследований

Изображение предыдущих исследований

Прелюдии Клода Дебюсси представляют собой набор музыкальных произведений, которые являются энциклопедией искусства композитора. В своих прелюдиях Дебюсси достиг высочайшего мастерства в образно-звуковой характеристике, схватывая мимолетные впечатления во всей их изменчивости. Вместе с тем, музыка Дебюсси привлекательна не только слушателям, но и исполнителям благодаря ее красоте и интересности.

В предыдущих исследованиях было обращено внимание на различные соответствующие выразительные средства, которые Дебюсси применял в своих прелюдиях для раскрытия каждой темы. Например, в прелюдии «Менестрели», композитор использует разнообразные пассажи и аккордовые последования, чтобы создать картину звуков.

Исследования также подчеркивают, что прелюдии Дебюсси отражают черты импрессионизма, такие как фиксирование мимолетных впечатлений, передачу внешнего впечатления света, тени и цвета. Они также проявляют этюдность и картинность в фиксации различных состояний природы. Прелюдии отображают различные сцены исыонягии жизни, от народных гуляний до впечатлений от природы.

Цель исследования

Целью данного исследования является детальное изучение фортепианной музыки Клода Дебюсси и ее привлекательности как для слушателей, так и для исполнителей. Исследование будет основано на анализе предыдущих исследований и визуальной аналитике оперы. Дальнейшее проведение исследования позволит лучше понять и оценить художественные качества музыки Дебюсси.

Методология

Для достижения поставленной цели будут использованы следующие методы и подходы:

  • Анализ предыдущих исследований
  • Визуальная аналитика оперы Дебюсси
  • Изучение музыкального наследия Дебюсси
  • Интервью с исполнителями фортепианной музыки

Ожидаемые результаты

Ожидается, что данное исследование позволит более глубоко исследовать фортепианную музыку Клода Дебюсси и выявить ее привлекательность и популярность среди слушателей. Анализ предыдущих исследований и интервью с исполнителями позволит лучше понять художественные качества музыки Дебюсси и ее влияние на современную музыкальную среду.

Ожидается, что результаты исследования будут полезны для музыковедов, исполнителей и любителей фортепианной музыки, а также для всех, кто интересуется творчеством Клода Дебюсси.

Заключение

Исследование фортепианной музыки Клода Дебюсси позволит лучше понять и оценить художественные качества его прелюдий. Привлекательность и популярность этой музыки среди слушателей и исполнителей делают ее важной составляющей мирового музыкального наследия. Результаты данного исследования будут полезны для развития и продвижения фортепианной музыки и эстетики Дебюсси.

Первое оркестровое произведение Дебюсси, раскрывшее необыкновенную оригинальность его стиля — «Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна». Огромный успех «Прелюдии» сделал композитора признанным симфонистом. Прелюд «Послеполуденный отдых фавна» был написан на основе поэмы Стефана Малларме в 1892 году. Дебюсси были задуманы еще две симфонические картины — «Интерлюдия» и «Финальные парафразы к послеполуденному отдыху фавна». Он хотел создать симфонический цикл для сопровождения чтения поэмы Малларме. Но убедившись в самостоятельном значении «Прелюда», отказался от первоначального замысла.

В прелюде, как и в поэме Малларме, нет развитого сюжета и динамично развивающегося действия. В целом основа этого сочинения — один мелодический образ «томления», который построен на хроматических интонациях. Интересно то, что для оркестрового воплощения этого образа Дебюсси использует почти всё время один и тот же специфический инструментальный тембр — флейту в низком регистре. Всё симфоническое развитие прелюда — это варьирование фактуры изложения темы и её оркестровки.

Произведение Малларме привлекало композитора очень яркой живописностью мифологического существа, погруженного в грезы о прекрасных нимфах. Малларме, услышав впервые музыку Дебюсси, был поражен её близостью к своему поэтическому замыслу. Сам же композитор считал «Фавна» очень свободной иллюстрацией к поэме и не претендовал на выражение её сущности.

Музыка Дебюсси проникнута чувственной истомой, негой, навеянной воспоминанием о прелести жаркого летнего дня, по небу лениво тянутся облака, отражающиеся в глади лесного озера, всё это выражено гораздо ярче и конкретнее, чем в поэме Малларме. Античный сюжет явился поводом для выражения чувств весьма современных, в духе импрессионизма с присущим ему любованием мимолетных впечатлений.

Эту партитуру отличает необычайное разнообразие и богатство оркестровых красок, напоминающих о палитре художников-импрессионистов. Это первая партитура, утвердившая во всей полноте принципы импрессионистического оркестрового письма.

«Фавн» — это симфоническая миниатюра, написанная в З-х частной форме и по своим внешним признакам связана с давно существующей традицией этого жанра. Но и содержание, и эмоциональная атмосфера, и круг выразительных средств здесь очень самобытна. Уже одно основное настроение выражено во множестве оттенков, и трудно сказать, что является главным — музыкальный образ или его колористическое преображение.

Развитие

Музыкальное произведение «Фавн с прелюдией» Мориса Равеля является своего рода мостом между произведениями композиторов второй половины прошлого столетия. В нем прослеживаются связи с третьим циклом «Годов странствий» Листа и симфонической поэмой «Садко» Римского-Корсакова, с их яркой гармонической и оркестровой палитрой. Однако Дебюсси воплотил все эти элементы в нечто самостоятельное, достигнув полной стилистической завершенности.

Источником вдохновения для Дебюсси стали мифологические образы Малларме. Композитору была интересна идея передачи в музыке картин природы и чувства слияния с ней, что стало основой его творчества на протяжении всей жизни. Именно это наполнение музыки «Фавна» конкретным содержанием сделало ее привлекательной для слушателя. Прелюдия стала примером импрессионистического музыкального пейзажа, уводящего от суеты жизни и драматических конфликтов в мир богатый красками и образами природы. В этом отношении прелюдия Дебюсси можно сравнить с лучшими пейзажами художников-импрессионистов, такими как «Белые кувшинки» и «Поле тюльпанов» Клода Моне или «Тропинка в высокой траве» Огюста Ренуара.

В музыке «Фавна» раскрывается весь талант Дебюсси, его богатство и выразительность. Композитор широко использовал разнообразные последовательности септаккордов и нонаккордов, сочетание хроматики с диатоникой, а также выразительные колористические приемы. Все это делало музыку Дебюсси очень необычной для своего времени.

Оркестр композитора также был своеобразен. Партитура отличалась изяществом рисунка и обилием деталей. Дебюсси перенес центр тяжести с струнных на духовые инструменты, сопоставлял тембры, использовал различные приемы звукоизвлечения и создавал красочные сочетания. Поэтому его оркестр поражал тембровым разнообразием, переливчатой звучностью и характерностью колорита.

«Прелюд к послеполуденному отдыху фавна» интересен и тем, что в нем Дебюсси нашел тот жанр симфонической музыки, которому остался верен на протяжении всей своей последующей деятельности. «Ноктюрны», «Море», «Образы», конечно, имеют свой облик несколько не похожий на «Фавна», но для всех них характерны одни и те же качества — картинность, поэмность в специфическом понимании этих терминов, которые внес в симфоническую музыку композитор-импрессионист.

«Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна» осталась в истории европейского музыкального искусства как образец пейзажной звукописи импрессионистического стиля, и как одно из выдающихся достижений Дебюсси.

Вслед за «Фавном» были созданы «Ноктюрны». Они продолжили намеченную в нем линию своеобразно трактованной поэмности. Но «Ноктюрны» более развернуты по замыслу и содержанию, их музыка более действенна и строже.

Хотя созерцательность есть и здесь, особенно в «Облаках», но она носит совершенно иной характер: это уже не томные мысли, а углубленное размышление. Словом, при несомненной общности симфонического жанра, «Фавн» и «Ноктюрны» — произведения очень различные.

Впервые «Ноктюрны» были исполнены 9 декабря 1990 года в концертах Ламуре под управлением К.Шевильяра и вызвали бурные восторги одной части аудитории и протесты так называемых музыкальных «академиков».

Дебюсси понимал необычность своих произведений и программу первого концерта снабдил авторскими комментариями:

«Заглавие — «Ноктюрны» — получает здесь значение более общее и даже более декоративное. Речь идет на о привычной форме ноктюрна, но обо всем, что связывает это слово с определенными впечатлениями и световыми ощущениями.

«Облака» — картина неподвижного неба с медленно и меланхолически проходящими облаками, уплывающими в серой агонии, нежно оттенённой белым светом.

«Празднества» — движение, пляшущий ритм атмосферы, со взрывами внезапного света, а также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним; но фон остается — это праздник, смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма.

«Сирены» — море и его безгранично многообразный ритм; затем среди серебрящихся под луной волн возникает, рассыпается смехом и затихает таинственное пение сирен …» (14. стр.57).

Анализ музыкальной работы «Ноктюрны» Клода Дебюсси

Одной из важных композиций Клода Дебюсси являются его «Ноктюрны». В этой работе композитор обратился к импрессионистической живописи и смог передать эффекты светотеней и игры красок, характерные для этого художественного направления. Данное произведение отличается экзотикой на лицевой стороне, а также продемонстрировало влияние композиторов Римского-Корсакова и Балакирева.

«Ноктюрны» составляют художественный триптих, в котором каждая часть символизирует одну из трех стихий — облака, празднество и сирены. Произведение начинается с умиротворенной картиной «Облак» с безграничным небесным простором, где смешиваются разнообразные оттенки цветов. Затем следует великолепное представление ярких ритмов и трехумного праздника в «Празднестве», которое обрамляют звуковые пейзажи. Наконец, Музыка оживляется с помощью «Сирен», где преобладает декоративность и элементы фантастической сказки.

Новаторство Дебюсси заключается не только в выборе темы и стиля, но и в использовании музыкальных средств для передачи образов живописи. Композитор сосредоточился на передаче нюансов и оттенков впечатлений, которые аналогичны деталям на живописной картины. Он расширил палитру музыкальных звуков, достигнув высокого мастерства в передаче света, цвета и атмосферы, которые так сложно воплотить в музыке. Звуковая ткань «Ноктюрнов» иногда плывет в тумане, иногда пронизана ярким солнцем, воскрешая в нашем воображении картины воздушных пространств, игру облаков и волн. Во всем этом Дебюсси является непревзойденным мастером.

Интересно отметить, что Клод Дебюсси изначально планировал написать каждый из «Ноктюрнов» для особого оркестрового состава. Он хотел создать этюды, которые помогли бы овладеть богатством оттенков одной краски, аналогично художникам, которые уделяют особое внимание колориту и цветовой гамме в своих работах. При выборе этой стилистики, Дебюсси мог получить вдохновение и от композиторов Римского-Корсакова, Бородина и Балакирева, особенно из их произведений «Шехеразада» и «Тамара».

Первый ноктюрн — «Облака» — в нем нет ярких контрастов, ни ритмических, ни интонационных, но зато широко развернута красочная гамма колористических оттенков. Это они передают всю изменчивость и неопределенность звучания, связанного с образом неба, покрытого медленно тянущимися облаками. Почти вся партитура «Облаков» выдержана в умеренных динамических оттенках, но имеет множество колористических сопоставлений, создающих эффект появляющихся и исчезающих световых бликов. Дебюсси здесь успешно решил труднейшую задачу музыкального воплощения зрительного образа. Эту музыкальную картину можно сравнить с некоторыми пейзажами К.Моне, (Например: «Парусная лодка в Аржантее»), как и у Дебюсси, здесь богатая гамма красок, изобилие полутеней, утонченное и специфическое понимание колористических возможностей произведения. Как импрессионисты-живописцы достигали поразительных эффектов на основе теории чистых «раздельных» красок, также и Дебюсси стремился, чтобы на его оркестровой палитре переливались краски без слияния тембров, но только такие из которых можно создать импрессионистскую палитру.

Второй «Ноктюрн» — «Празднества» — здесь на первый план выступают жанровые элементы. Здесь радость жизни, опьяняющие ритмы уличных плясок и шествий. В «Празднествах» мы слышим тарантеллу и чеканный марш, то приближающийся, то удаляющийся, причудливое слияние разнохарактерных мелодий , постепенно растворяющихся в праздничной атмосфере города.

Третий из «Ноктюрнов» — «Сирены» — написан для женского хора и оркестра. Это, наверное, самая живописная из всех трех партитур, она наиболее фантастичная и импрессионистически красочная. Эта пьеса передает стихию моря, освещенную лунным светом, и манящие голоса сирен — сказочных обитательниц подводного царства. В партитуре всё зыбко и неопределенно. Общее настроение покоя и умиротворенности лишь изредка оттеняется кульминациями, скорее не динамическими, здесь лишь фактурное и колористическое претворение основного образа, сохраняющего свой пассивно-созерцательный характер. Партитура «Сирен» представляет собою пример утончённого импрессионистического письма письма. Таинственные переливы звучаний, завораживающий колорит хорового напева, искусно сочетаемого с инструментальными тембрами. В этой пьесе достигнута полная гармония между выразительными средствами и эстетическим замыслом. В то же время здесь гораздо больше, чем в других партитурах «Ноктюрнов», чисто импрессионистических оттенков светотени, выступающих иногда на первое место. В музыке «Сирен» больше декоративности, чем выразительности, больше внимания отведено передаче оттенков светотени, чем яркой образности присущей «Облакам» и «Празднествам». Наверно именно это и стало причиной редкого исполнения «Сирен» в отличие от двух первых ноктюрнов, утвердившихся в мировом репертуаре.

Ноктюрны — это три вполне самостоятельные картины, объединенные лишь общим пониманием жанровых особенностей. Дебюсси любил жанр симфонических картин. Одно из его самых интересных и красивейших произведений — симфонические эскизы «Море», где в отличие от «Ноктюрнов» произведение проникнуто единой идеей, которая различно воплощается в каждой части.

Дебюсси не был первооткрывателем морского пейзажа в музыке, безусловно он был знаком с произведениями Римского-Корсакова и Мусоргского, но обладая огромным дарованием, он искал свои пути воплощения образов моря и его симфонические эскизы заняли особое место в мировой музыкальной литературе,

Таким образом, музыкальный импрессионизм нашел свое классическое выражение в творчестве К.Дебюсси, где ярче всего отразились его особенности и принципы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ

Тема «Импрессионизм и творчество Дебюсси» интересна, необына и довольно сложна, поэтому предлагается для проведения внеклассных занятий по музыке в старших классах. В предлагаемой главе представлены методические рекомендации и планы занятий, на которые следует ориентироваться учителю.

Цель: познакомить детей с творчеством К.Дебюсси и таким явлением французской культуры прошлого века как импрессионизм, его основными представителями.

Форма проведения занятий- беседа.Основные задачи: расширить кругозор учащихся, воспитать музыкальный и художественный вкус, активизировать восприятие, развить воображение и образность мышления. Этому способствует создание поисковых ситуаций, постановка проблемных задач, творческие задания.

Предлагая школьникам такую сложгную тему, автор считает, что следует ей посвятить три тематических урока.

ЗАНЯТИЕ №1

Тема: «Что такое импрессионизм?»

Наглядные пособия:портреты композиторов:К.Дебюсси и М. Равеля; портреты художников К.Моне, О.Ренуара, К. Писсарро, А. Сислея, Э. Дега; репродукции картин: К.Моне «Впечатление.Восход солнца»1872 г, «Белые кувшинки» 1899 г, «Руанский собор вечером» 1894 г, «Руанский собой в полдень» 1894 г, а также фотография Руанского собора, Э. Дега «На скачках» 1877-80 г, «Репетиция танца» 1875 –77 г, А.Сислей «Снег в Лувсьенне»1874 г., К.Писсарро «Бульвар Монмартр»1897 г., О. Ренуар «Девушка с веером» 1881 г.

Музыкальный материал: К.Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамской сюиты», М.Равель «Игра воды».

Цель: дать учащимся целостное представление об импрессионизме.

Задачи: формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, воспитание целостного музыкального мышления на основе взаимосвязи музыки и живописи.

Содержание занятия.

Учитель начинает беседу с определения импрессионизма, рассказывает о первой выставке «независимых художников», непосредственно об ее участниках. Эти художники изобрели новый живописный метод. Важно обратить внимание на то, что они были своего рода революционерами в живописи и всех этих различных художников объединяла борьба с академизмом и консерватизмом в искусстве. Учитель предлагает ознакомиться с картинами художников-импрессионистов.

Вопросы учащимся:

Что необычного в живописи импрессионистов? Какие живописные жанры привлекали художников-импрессионистов?

Чем привлекает нас их искусство?

Как бы нарисовал Руанский собор художник-реалист?

Учитель может предложить учащимся следующие творческие задания: сравнить фотографию Руанского собора и картину К.Моне «Руанский собор в полдень» или «Руанский собор вечером». Определить к каким художественным жанрам обращались художники-импрессионисты.

После того как учащиеся получили общее представление о живописном импрессионизме, можно переходить к рассказу об импрессионизме в музыке и его виднейшем представителе К.Дебюсси.

Учитель предлагает прослушать произведение К.Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамской сюиты».

Задание: обсудить название прослушанного произведения.

Примерные вопросы:

Какой характер этого произведения?

Какое впечатление произвела на вас эта музыка?

Что необычного в этой музыке?

Почему это произведение мы называем импрессионистическим?

Что роднит эту музыку с картинами импрессионистов?

В беседе о музыкальном импрессионизме педагогу следует особое внимание уделить импрессионистической гармонии. Тому,что представляют собой эти «странные» созвучия.

Учитель предлагает прослушать произведение М.Равеля «Игра воды».

Задание: Дать название прослушанной музыке.

Примерные вопросы:

Какой образ или образы возникали при прослушивании музыки?

Импрессионистична ли эта музыка? Почему?

Какие средства музыкальной выразительности применяет композитор для раскрытия образа?

Что интересного и необычного вы услышали в этом произведении?

После анализа музыкальных произведений педагог предлагает найти общие черты художественного и музыкального импрессионизма. Анализ желательно проводить в виде беседы учащихся, высказывающих своё мнение. Беседа лишь направляется учителем. В заключении урока следует еще раз отметить основные эстетические принципы импрессионизма, особенности этого течения.

Примерные вопросы для закрепления материала урока:

О чём мы говорили на этом занятии?

Какие музыкальные произведения вы сегодня слушали?

Что нового вы узнали на этом уроке?

Домашнее задание (письменно):

Краткая биография К.Дебюсси.

Занятие №2.

Тема: Импрессионизм и фортепьянное творчество К.Дебюсси.

Наглядные пособия: Портрет К.Дебюсси, репродукции картин К.Моне «Пляж в Сент-Адрессе», Э.Дега «Голубые танцовщицы», О.Ренуара «Портрет актрисы Жанны Самари».

Музыкальный материал: К.Дебюсси, прелюдии — «Паруса», «Менестрели», «Фейерверк», «Дельфские танцовщицы», «Девушка с волосами цвета льна».

Цель: Познакомить учащихся с фортепьянным творчеством К.Дебюсси.

Задачи: Формирование определённых художественных знаний, развитие творческой фантазии школьников, обучение анализу художественных и музыкальных произведений, развитие музыкального интереса.

Содержание занятия: В начале занятия для лучшего усвоения нового материала целесообразно вернуться к материалу прошлой беседы. Это также позволит проверить степень усвоения пройденного материала и поможет закрепить его.

Целесообразно задать учащимся следующие вопросы:

О каком художественно-историческом течении говорилось на прошлом занятии? Где и когда оно зародилось?

Какие характерные черты и особенности импрессионизма?

Назовите основных представителей художественного импрессионизма?

Какие особенности импрессионистической музыки вы знаете? После того как ученики ответили на эти вопросы, можно переходить непосредственно к новой теме:

  • Последние десятилетия 19 и начало 20 века — это период интенсивного развития французской фортепьянной музыки. Характерным для французской фортепьянной музыки в те годы было перерастание романтического искусства в импрессионизм.

После обозрения данной эпохи учащимся предлагается ответить на вопросы:

Каких композиторов-романтиков вы знаете?

Назовите их произведения?

Что характерно для музыки романтизма?

В чем отличие романтизма от импрессионизма?

После обсуждения ответов учеников педагог переходит к рассказу об особенностях фортепьянного творчества К.Дебюсси. Следует обратить внимание детей на то, что хотя К.Дебюсси и искал новые пути для воплощения своих идей, он очень трепетно относился к наследию отечественных музыкантов XXVIII века (Рамо, Куперен), высоко ценил традиции. Важно отметить и то; что К.Дебюсси был одним из величайших певцов природы в мировом музыкальном искусстве. Он запечатлел её самые различные образы, в разные времена года, часы суток, при различном освещении, при разной погоде. Это мы можем видеть на примере таких произведений как «Сады под дождем» из «Эстампов» для фортепьяно, а также в прелюдиях:

«Туманы», «Вереск», «Ароматы и звуки, кружащиеся в вечернем воздухе» и т.д.

К.Дебюсси привлекала фортепьянная миниатюра. Значительное отличие импрессионисткой миниатюры от романтической — в большей свободе развития.

Далее педагог говорит об особенностях мелодики, гармонического языка, ритмического рисунка, фактуры и т.д. — все это придает произведению импровизационность и постоянную смену музыкальных впечатлений.

Учитель предлагает прослушать прелюдию К.Дебюсси «Паруса», после чего задает ряд вопросов:

Понравилась ли вам музыка?

Какими музыкальными красками написана эта музыка?

Динамична или статична она?

(При обсуждении этого вопроса учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, что статичность в этом произведении подчеркнута органным пунктом /си-бемоль/ на протяжении всей пьесы).

Была ли музыка все время одинакова?

Какой колорит в этой пьесе?

Какие образы возникали при прослушивании?

Задание: Сравнить «Паруса» и картину К.Моне «Пляж в Сент-Адрессе».

Педагог предлагает прослушать прелюдию «Девушка с волосами цвета льна».

Какой характер этой музыки?

Чем привлекает эта музыка?

Как бы вы изобразили образ этой девушки?

Далее звучит прелюдия «Менестрели».

Кто такие менестрели?

Чем интересна эта пьеса? Что в ней необычного?

Отзвуки каких музыкальных инструментов здесь слышны?

Школьникам интересно будет узнать, что в этой прелюдии речь идет о бродячем менестрельном театре, существовавшем в прошлом столетии в США, связанном с негритянским искусством, которое оказало большое влияние на развитие нового стиля эстрадной музыки — джаза, которым К.Дебюсси живо интересовался.

Задание: Движениями, пластикой передать настроение этой пьесы.

После этого учитель предлагает прослушать прелюдию «Фейерверк», но предварительно не называет заглавие произведения.

Примерные вопросы:

Как бы вы назвали это произведение?

Какое настроение в этой прелюдии?

Учитель обращает внимание учащихся на то, как К.Дебюсси мастерски рисует картину взлетающих ракет, блеск огней, озаряющих сумрак ночи. Школьникам будет интересно узнать, что это произведение навеяно образами народного праздника, видимо в День взятия Бастилии. Примечательно также и то, что автор вводит в конце пьесы попевку, которая очень напоминает интонации «Марсельезы», звучащей в дни национального праздника.

В заключение занятия, чтобы закрепить полученные знания учеников, рекомендуется задать следующие вопросы:

Какие особенности фортепьянной музыки К.Дебюсси вы можете назвать? (стремление к постоянной изменчивости образов жизни, большой интерес к музыкальным зарисовкам различных движений и т.д.)

Какое впечатление вы получили от прослушанной музыки?

Домашнее задание: Нарисовать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям.

Занятие №3.

Тема: Импрессионизм и симфоническое творчество К.Дебюсси.

Наглядные пособия: Портрет К.Дебюсси, картины К.Моне «Впечатление. Восход солнца» 1872г., «Скалы в Бель-Иле» 1886г., «Скалы в Этрета» 1886г.

Музыкальный материал: К.Дебюсси «Море», симфонические эскизы «От зари до полудня на море», «Игра волн», «Разговор ветра с морем»; Н.А.Римский-Корсаков, сюита «Шехеразада», Вступление к опере «Садко», «Песня Варяжского гостя» из оперы «Садко»; оркестровая фантазия А.Глазунова «Море».

Цель: Познакомить учащихся с симфоническим творчеством К.Дебюсси.

Задачи: Формирование у учащихся целостного художественного восприятия, обучение пониманию музыкального языка, средсв выразительности, влияющих на характер произведения, развитие тембрового слуха.

Содержание занятия: В начале урока учитель настраивает учеников на то, что сегодня они продолжат знакомство с музыкой К.Дебюсси, но теперь с его симфоническим творчеством.

Симфоническая музыка в творчестве К.Дебюсси занимает место не менее значительное, чем фортепьянное. Она тоже воплощает наиболее типичные образы и сюжеты, черты стиля композитора.

Одно из самых замечательных симфонических произведений К.Дебюсси — «Море» — три симфонических эскиза: «От зари до полудня на море», «Игра волн», «Разговор ветра с морем».

В этих симфонических эскизах старшеклассники смогут увидеть восторженное пантеистическое чувство, которое пронизывает это произведение и придаёт ему особую привлекательность.

К.Дебюсси тяготел к жанру симфонических картин. И однажды создал крупное циклическое произведение, единое, различно воплощающееся в каждой из трех частей.

Над симфоническими этюдами «Море» композитор работал в 1903-1905г.г. Это произведение он посвятил своей жене. Оно навеяно реальными впечатлениями от Средиземного моря, от Атлантики, на побережье которой К.Дебюсси проводил летние месяцы.

В данном триптихе композитор запечатлел три состояния стихии: дремлющую морскую гладь в утреннем тумане и миг, когда на её поверхность упадут лучи солнца в полдень; восхитительную игру волн и бликов света, и наконец, в сумерках — извечную борьбу моря с неукротимым ветром.

После вступительного слова педагог предлагает прослушать произведение и подумать над вопросами: насколько выразительно в музыке передан характер музыкальных образов и какими средствами композитор пользуется для его создания.

Когда учащиеся познакомятся с симфоническими эскизами «Море» следует важное место отвести анализу произведения, так как он играет большую роль в воспитании эмоциональной отзывчивости. Если услышанное произведение осталось непонятным, то в процессе разбора создаются возможности привлечь внимание к его содержанию, раскрывая выразительность художественных образов, музыкального языка.

Вопросы учащимся после прослушивания:

Каким было представлено море в этом произведении?

Какими средствами выразительности композитор воплощает многогранность моря?

Что сближает это произведение с живописью?

После диалога с учащимися педагогу следует подвести итог беседы. Важно отметить, что в «Море» образы достаточно конкретны, образы природы воспринимаются слушателями не только сквозь призму ощущений художника, но и посредством очень выразительной и точной звукописи. В своей музыке композитор задался целью выразить не только взволнованное чувство человека, созерцающего величие природы, но и воплотить три элемента — шум моря, движение волн и изменчивые краски морской воды, отражающей небо. Первая картина «Море от зари до полудня» передает впечатление игры переливания красок воды и неба. Вторая картина напоминает движение танца — «Игра волн» — посвящена изображению стихии движения. В последней картине — «Диалог ветра с морем» — воплощение энергии шумов разбушевавшейся стихии. Все три части связаны внутренним единством замысла и приемов развития материала.

К.Дебюсси сосредоточил свое внимание на разнообразной игре красок и форм изменчивой водной стихии, в чем проявилась импрессионистическая сущность его искусства. «Море» принадлежит к числу произведений картинного, живописного симфонического жанра, причем в типично импрессионистическом понимании картинности.

Далее учитель обращает внимание учеников на то, что многие композиторы тоже воплощали в своих произведениях морские пейзажи, и предлагает вспомнить музыкальные произведения, в которых были созданы образы водной стихии:Сюита «Шехеразада», Вступление к опере «Садко», «Песня Варяжского гостя» Н.Римского-Корсакова, оркестровая фантазия А.Глазунова «Море» и т.д.

Целесообразно педагогу предложить сравнить «Море» К.Дебюсси с любым из вышеназванных произведений.

Такое задание заинтересует старшеклассников, активизирует их восприятие, поможет усвоить новый материал и закрепить пройденное.

В конце урока педагогу следует подвести итог всей пройденной темы — «Импрессионизм и творчество К.Дебюсси».

Домашнее задание: Проиллюстрировать симфонические эскизы К.Дебюсси «Море». Написать сочинение на тему: «Что я чувствую слушая музыку К.Дебюсси».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Таким образом, затронув вопросы импрессионизма , как важного, значимого и интересного направления в искусстве, пелагог приобщает учащихся к миру жтвописи, литературы , музыки. Знакомство с лучшими образцами этого течения повысит их образовательный уровень, расширит кругозор.

В работе затронуты лишь некоторые вопросы этого направления, так как проблемы импрессионизма достаточно сложный материал. Но тем не менее автор считает, что школьников следует приобщать к различным видам искусства, к разнообразным течениям и направлениям в музыке, литературе, живописи, и это, несомненно, даст свои плоды.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/sochineniya-dlya-fortepiano-debyussi/

1. Алексеев А.Д. Французская фортепьянная музыка конца 19 — начала 20 веков.- М.: Издательство академии наук СССР, 1961.

2. Алексеева Л.Н., Григорьев В.Ю. Зарубежная музыка XX века.- М.:

Знание, 1986.

3. Алыпванг А. Избранные сочинения в 2-х т. Т. 2 — М.: Музыка, 1965.

4. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. — Ленинград: Советский композитор, 1991.

5. Вентурин Л. От Мане до Лотрека. — Иностранная литература, 1958.

6. Власов В.Г. Стили в искусстве в 3-х т. T.I — С.Пб.; Кельна, 1995.

7. Гаккель Л. Фортепьянная музыка XX века. Очерки, 2-е издание. Л.: Советский композитор, 1990.

8. Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. — Л.: Музыка, 1983.

9. Импрессионисты. Письма художников. Воспоминания. Документы. — Искусство, Ленинградское отделение, 1969.

10. Каратыгин В.Г. Избранные статьи. — М.: Музыка,19б5.

11. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. — М.: Музыка, 1965.

12. Лонг М. За роялем с Дебюсси. — М.: Советский композитор, 1985.

13. Мартынов И. Клод Дебюсси. — М.: Музыка, 1964.

14. Музыкальная литература зарубежных стран. Вьш.5/ Ред: Б.Левик. — 5-е изд. — М.: Музыка, 1984.

15. Музыкальная энциклопедия. Гл. Ред. Ю.В.Келдыш. Т. 2 — М.:

«Советская энциклопедия», 1974.

16. Нестьв В. На рубеже 2-х столетий. Очерки о зарубежной музыке конца XIX — начала XX века. — М.: Музыка, 1967.

17. Нестьев Ю. История зарубежной музыки. Вып.5 — М.: Музыка, 1988.

18. Смирнов В. Клод — Амиль Дебюсси .- Л.; 1962.

19. Чегодаев А.Д. Импрессионисты. — М.: Искусство, 1971.

20. Шнеерсон Г. Музыка Франции. — М.; 1968.

21. Энтелис Л. Силуэты композиторов XX века. — М.: Музыка. 1975.