Становление и развитие музыкально-эстетического воспитания школьников казахстана

Дипломная работа

Введение

Важная задача формирования духовного мира человека, развитие его

эстетических чувств ставится прежде всего перед общеобразовательной школой.

Особое значение в решении этой задачи приобретает повышение эффективности

преподавания дисциплин художественно-гуманитарного цикла, в том числе и

музыки. В условиях Казахстана достойное место на уроках должна занять

казахская народная и профессиональная музыка. Этой проблеме в последнее

десятилетие уделяется большое внимание. Появились концепции музыкального

образования школьников, программы, которые будут рассмотрены в нашей

дипломной работе.

Богатое народное творчество и творчество композиторов предлагает для

использования в учебном процессе обширный музыкальный материал. Нами

предпринята попытка проанализировать творчество Г.А. Жубановой и предложить

учителям музыки дополнительный музыкальный материал из произведений этого

видного музыкального деятеля, композитора, внесшего неоценимый вклад в

развитие музыкальной культуры Казахстана.

Целью нашей работы является:

  • изучение творчества Г.А. Жубановой, включение её сочинений в практику

работы общеобразовательных школ.

Объект исследования:

  • музыка Г.А. Жубановой на уроках в общеобразовательных школах.

Задачи исследования:

  • предложить перечень музыкальных сочинений для использования в учебном

процессе;

  • проанализировать названные музыкальные сочинения;
  • разработать рекомендации по использованию музыки Г.А. Жубановой на уроках

музыки в общеобразовательной школе.

Методы исследования:

  • изучение и обобщение литературы по проблеме исследования, изучение

передового педагогического опыта, беседы с учителями музыки, проверка в

опытной работе.

Новизна исследования заключается:

  • в стремлении и необходимости расширения репертуара профессиональной

музыки Казахстана в учебном процессе в общеобразовательных школах.

  • в разработке возможных вариантов включения исследуемого материала в

школьную программу Музыка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученный

материал сможет способствовать более глубокому изучению казахской народной

и профессиональной музыки и найдёт широкое применение в практике работы

8 стр., 3776 слов

Научные работы, исследования на изучение мотивационно- потребностной сферы.

... учения- это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Научные работы, исследования на изучение мотивационно- потребностной сферы. 3.1 Мотивация младшего школьника ... выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. 4.2 Методика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса». 5. Список литературы. Ответ Исследование мотивационно- потребностной сферы. Основные ...

учителей музыки в общеобразовательных школах Казахстана.

РазделI

Становление и развитие музыкально-эстетического воспитания школьников

Казахстана.

Становление и развитие музыкально-эстетического воспитания детей в

Казахстане, как у всех народов, тесно связано с многовековой историей,

жизнью, бытом и культурой народа. В облике людей, в их отношениях, одежде,

жилище, в предметах, которые они производят, в их языке и произведениях

искусства — во всем этом запечатлеваются особенности, принципы эстетической

культуры, эстетические идеи, вкусы, представления.

За много веков казахский народ выработал свой эмпирический опыт воспитания

детей, сформулировал свои специфические требования к обучению и воспитанию

подрастающего поколения.

Музыкально-эстетическое воспитание в народной педагогике казахов

осуществлялось различными методами (при помощи личного примера родителей,

старших, убеждения, упражнений и др.)

Средством музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения

служили: окружающая природа, повседневный труд, материальная культура

казахского народа (народное прикладное искусство, предметы домашнего

обихода и др.), устное литературное и музыкальное народное творчество,

национальные обычаи и традиции, внутрисемейные отношения, национальные игры

и спортивные состязания, предусматривающие участие в них детей и молодежи.

Эти средства и по сей день бытуют в практике музыкально-эстетического

воспитания подрастающего поколения.

Сама атмосфера жизни патриархальной казахской семьи с её

традиционными национальными празднествами и гуляньями, спортивными играми и

состязаниями, свадьбами, похоронами, сопровождаемыми песнями, кюями,

айтысами с приглашениями жырши, салы, сере (талантливых музыкантов, певцов

и импровизаторов), не могла не влиять на музыкально-эстетическое воспитание

детей.

Утвердилась единая система музыкально-эстетического воспитания детей

и молодёжи, разнообразные средства, методы и приёмы воспитания, многие из

которых, совершенствуясь из поколения в поколение, дошли до наших дней и

играют существенную роль в образовании и воспитании подрастающего

поколения.

Изучение народного опыта музыкально-эстетического воспитания

позволяет выявить прогрессивные элементы и нацелить учительство на их

использование в практике современной школы.

Присоединение Казахстана к России имело прогрессивное значение в

развитии просвещения и школьного образования. Открывались школы для детей

казахского населения были введены уроки пения, занятия по музыке и танцам в

некоторых из них, появились учебники по ведущим дисциплинам.

Большой вклад в развитие музыкально-эстетического воспитания внёс

И. Алтынсарин, который впервые как обязательный предмет ввёл урок пения в

9 стр., 4087 слов

Исследования: «Музыка и поэзия»

... [3, с.926] 1.2. Средства выразительности в музыке и поэзии Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены ... а также Древнего Рима представляют собой необычайную ценность для истории поэзии и музыки. Помимо высочайших художественных достоинств, многие из них заключают важнейшие сведения по ...

русско — казахские школы, совершенствовал методику

слухо — подражательного обучения музыке и пению, сделал попытку

использовать инструменты в процессе преподавания, впервые опубликовал

тексты песен – лучших образцов музыкального народного творчества, впервые

составил и использовал музыкальные загадки, организовал художественную

самодеятельность, в частности одноголосный хор.

Музыкально-эстетическое воспитание в тех школах ещё не было

совершенным, систематизированным, отсутствовала научно-обоснованная

методика. Но сама деятельность И.Алтынсарина носила глубоко прогрессивный

характер, ломала традиционные представления о содержании, целях, задачах

музыкального воспитания, способствовала расширению объёма знаний по музыке,

осмысленному восприятию многих явлений общественно-культурной жизни

казахов, русских и других народов.

В целом опыт, накопленный дореволюционными школами в области

музыкально-эстетического воспитания, неравноценен, так как отражал

определённые противоречия как в его развитии, так и всей системы народного

противоречия. Советская школа, творчески подойдя к опыту прошлого,

заимствовала лучшие его элементы.

С первых же дней своего существования колоссальную работу в области

музыкально-эстетического воспитания школьников проделали музыкальные отделы

(МУЗО) Кирнаркомпросса, подотделы искусства МУЗО при губернских ОНО (орган

народного образования) и ДХВД(дома, художественного воспитания детей).

Ими

были разработаны требования, определены цели, задачи, формы, методы

музыкально-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения,

конкретизированы требования к внешкольным учреждениям по их реализации. В

ходе деятельности МУЗО и подотделов искусств уже в 1991 году были

сформулированы основные принципы музыкально-эстетического воспитания –

обучение музыке всех желающих: объединение школьных и внешкольных

учреждений в музыкальном просвещении и воспитании подрастающего поколения:

активизация внешкольной работы по музыкальному просвещению широких слоёв

населения: повышения требований к народным школам и к личности педагога,

как просветителя и агитатора музыкального искусства.

Немаловажную роль в развитии теории и практики музыкально-

эстетического воспитания и образования играли опытно-показательные школы,

первоначально открытые Кирнаркомпроссом в городах Оренбурге, Кызыл-Орде,

Ташкенте. По существу они служили базой Кирнаркомпросса, где изыскивались

пути решения программно-методических проблем обучения и воспитания учащихся

применительно к особенностям казахской школы, и являлись образцовыми

учебными заведениями, достойными подражания, в частности по музыкально-

эстетическому воспитанию и образованию.

Начиная с 50-ых годов, учебные программы подвергались переработке,

дополнению и изменению. В результате конкретизировались пути, средства,

приёмы, формы и методы улучшения учебно-воспитательной работы с учётом

возрастных особенностей школьников, усилилось внимание к повышению хоровой

10 стр., 4719 слов

Эстетическая и художественная культура личности

... как профессиональный вид художественного творчества; народную художественную культуру; эстетическую культуру; культуру научной жизни; культуру воспитания; культуру свободы совести; культуру нравственно-духовной жизни; информационную культуру. Эстетическая культура общества конкретизируется и персонализируется главным образом в эстетической культуре личности. Эстетическая культура личности - это ...

культуры, привитию певческих навыков, развитию музыкальной культуры,

профессионального и познавательного интереса на уроках, бережному

отношению к культурному наследию, эмоциональному восприятию программного

материала.

Большое влияние на становление музыкального образования школьников

сыграла программа, разработанная под руководством

Д. Б. Кабалевского. Она направлена на формирование единства эстетического,

идейного и особенно нравственного воспитания учащихся.

Программа по музыке для казахских школ (1-3 классы).

Программа

издана в октябре 1984 года. Её отличают тематическое построение, широкое

использование народного материала, эффективность подбора методов и приёмов

обучения и т.д. С 1984-85 учебного года казахские школы приступили к её

реализации.

Эстетическое воспитание общеобразовательная школа осуществляет через

предметы эстетического цикла (уроков музыки, рисования, ритмики,

факультативов по искусству, эстетике, кружков художественной

самодеятельности и др.), через преподавание основ наук естественно

  • математического и гуманитарного цикла, не преследующее прямой цели

музыкально — эстетического образования и воспитания, но в основе своей

дающее возможность для её реализации. Серьёзные и глубокие знания истории,

теории методики преподавания музыки, возрастных и индивидуальных

особенностей учащихся, прекрасные организаторские способности, хорошие

профессиональные данные (владение голосом, музыкальным инструментом,

дирижерским жестом, педагогической речью), учёт специфических особенностей

Республики позволили им творчески реализовать основные требования новой

программы по музыке.

Многообразны внеклассные мероприятия по музыкально- эстетическому

воспитанию. Разнообразная тематика специальных классных часов

(музыкальные путешествия по родной стране, республике, заочные экскурсии

с демонстрацией фильмов, работами художников и скульпторов, песни и

история их создания, периодические обзоры новых книг по искусству,

обсуждение лучших произведений современной литературы и. т.д.),

способствует всестороннему музыкально – эстетическому воспитанию учащихся.

Эстетическая направленность в преподавании учебных дисциплин

способствует выработке у учащихся высоких нравственных качеств,

ответственного отношения к учёбе, трудолюбия высокого уровня культуры

поведения. Эти качества, как мы уже говорили, вырабатываются не только на

уроках музыки, рисования, ритмики, кружковых и факультативных занятиях и

на специальных внеклассных мероприятиях, но и в процессе преподавания основ

наук.

Учителя, начиная с начальных классов, стремятся воспитать у учащихся

интерес к искусству, умение видеть и понимать прекрасное в жизни. Дети

должны не просто знать и ценить народное искусство, но и стать активными

творцами родной культуры, носителями и продолжателями традиций.

Программы по музыке (I –IV,V классы).

Составители: Р. Джердималиева, Г. Карамолдаева, под

руководством Б. Гизатова. Алматы, Рауан 1990 год.

7 стр., 3340 слов

Общие принципы и методы программы по музыке Д.Б. Кабалевского

... основных жанров, из которых вырастает вся музыкальная культура, рассуждение о содержании, определение более крупных форм, вырастающих из этих простых, изучение внутренних составляющих этих форм. При таком построении программы ...

Для V класса программа составлена О. Байдильдаевым.

Названная программа создана в опоре на музыкально-педагогическую

концепцию Д.Б. Кабалевского. Коллектив авторов творчески переосмыслил

содержание программы, исходя из специфики национальной программы, с учётом

того, что …В программе отдельной республики должны быть внесены некоторые

коррективы за счёт включения своего родного, национального материала и в

опоре на особенности культуры

(Д. Б. Кабалевский).

Цель программы – изучение казахских народно-творческих традиций,

национального инструментального исполнительства профессионального

музыкального искусства Казахстана, наряду с изучением мировой

художественной культуры.

Тематика четвертей. Характеристика музыкального материала. Фольклор,

как действенное средство воспитания. Изучение народно-певческих традиций и

национального инструментального исполнительства. Накопление слухового и

певческого опыта для обобщения многообразных связей музыки с жизнью,

развитие способности определять характерные черты творчества того или иного

композитора, жанровые особенности казахского песенного и инструментального

искусства, принадлежность народной музыки к той или иной группе

национальностей.

Программа Мурагер

Составитель: А. И. Раимбергенов.

Алматы 1990 год.

Цель программы: Приобщение детей к изучению традиционной художественной

казахской культуры (кюи и песни, айтысы и мифы, орнаментные комбинации и

танцы) в развитии их духовных, нравственных, интеллектуальных и творческих

способностей.

Задачи обучения: Развитие интеллектуальных умений путём активизации

восприятия, слухового и зрительного ощущения, внимания, памяти,

воображения, мышления, и другое; комплексное воздействие на психику,

моторику, физиологические процессы; использование новаторской методики

обучения, основанной на устной традиционной форме игры на инструменте —

домбра (безнотной).

Принципы программы: Коллективный метод изучения репертуара по традиционной

форме обучения. Народного творчества; образное воплощение характера музыки,

через импровизацию, инсценирование, музыцирование. Основные виды музыкально-

творческой деятельности (слушание музыки, пение, игра на инструменте,

импровизация музыкальных произведений, танец, орнаментное изображение).

Тематический и музыкальный материал.

Программа Мурагер относиться к числу национальных программ по

предмету Ән-күй для казахской общеобразовательной школы. Программа в

начальных классах (с 1-го по 4-ый) представляет собой комплексный предмет,

включающий в себя:

  • а) обучение игре на домбре;

б) изучение орнаментов и освоение народной технологии по изготовлению

войлочно-ковровых изделий;

в)изучение юрты, её строения, убранства, внутренней утвари и приобретение

навыков сборки юрты;

  • г) изучение народных обычаев и обрядов;
  • д) ознакомление с памятниками национальной архитектуры.

В основной школе (5-9 классы) ведётся дальнейшее совершенствование

технических навыков игры на домбре и расширение репертуара, даётся освоение

7 стр., 3037 слов

Жизнь коротка, искусство вечно – Искусство, культура

... с принципами правды и справедливости. Василий Купцов — Жизнь коротка, искусство вечно 1 Купцов Василий Жизнь коротка, искусство вечно Василий Купцов Жизнь коротка, искусство вечно Ну и что, смотришь на меня взглядом пылающим, ... махнул рукой редактор, и повторил для самого себя иронически, — «Жизнь коротка, а искусство вечно…». Выходя из кабинета, я спотыкнулся о порожек. Смешок за спиной… ...

традиционных форм стихосложения и обучения айтысу; изучается эпическая

традиция пения (жыр и терме) всех региональных школ; в типологическом

сравнении рассматривается музыкальная инструментальная культура тюркских

народов; изучаются основы европейского классического искусства по

музыкальным эпохам и стилям; завершается программа изучением современных

жанров казахстанского музыкального искусства.

При разработке программ авторы опирались на народную педагогику.

Принципиально важное значение имела традиционная устная форма обучения игре

на домбре, основанная на показе главных позиций, штрихов, на развитие

слуховой музыкальной памяти, только опора на традиционные методы обучения

позволит нам возродить искусство импровизации (а следовательно, и вернуть

национальную музыкальную психологию).

Однако в традиционной культуре

обучение молодых исполнителей было индивидуальным, тогда как в работе с

целым классом такая форма неприемлема. Поэтому программа Мурагер

представляет новую методику коллективной формы безнотного обучения игре на

инструментах, которая может быть использована для любого класса, независимо

от числа учащихся. Новая методика строится на выработанной системе

упражнений, включающих основные аппликатурные позиции на домбре и

гарантирующих правильную постановку рук на инструменте.

Программа Мурагер является обобщением 15 – летнего эксперимента, который

проводился с учениками казахских общеобразовательных школ

№ 12, № 159, а также колледжа Кокил. За годы работы с детьми были

достигнуты высокие результаты: все дети исполняли не менее 10 – 15 кюев,

пели песни, терме и отрывки эпических сказаний в собственном сопровождении

на домбре, читали четверостишья и соревновались друг с другом в форме

айтыса, по магнитофонным записям определяли на слух порядка 60 кюев и 40

песен, знали какими музыкальным традициям, стилям и жанрам принадлежит

песня и кюй, рассказывали истории их создания и называли авторов; могли

рассказать о внутреннем убранстве юрты назначении всех предметов; дети

могли читать орнаменты и могли сами на аппликациях сделать и вырезать любое

коврово-войлочное изделие; в настоящие время дети играют на нескольких

музыкальных инструментах – шан-кобызе, шертере, жетыгене, асатаяке,

дауылпазе, сылдырмаке.

Программа Мурагер представляет подвижную вариативную структуру:

она может наполняться новым содержанием, согласно региональным

особенностям музыкальных традиций различных областей Казахстана. Авторы

стремились создать универсальную программу, ведущей линией которой является

приобретение хороших исполнительских навыков игре на домбре наряду с

освоением ведущих жанров традиционного музыкального искусства казахов.

Однако в различных регионах в основу программного репертуара могут быть

положены местные домбровые кюи и песни, терме и дастаны.

В ходе эксперимента авторы программы пользовались консультациями

видных учёных-этнографов, архитекторов, историков, психологов, музыковедов

(Б. Ибраева, А. Сейдимбеков К. Муратаева, М. Наконова, К. Матажанова, М.

13 стр., 6135 слов

Танцевальная культура народов Кавказа

... что с помощью изучения танцевальной культуры народов Кавказа, можно привлечь к этому виду искусства большую аудиторию, что будет способствовать сохранению традиционной культуры данного региона и его народностей. ... на сохранение традиций и культуры данного региона. Танцевальная культура - одно из ключевых у народов Кавказа, к ней проявляется большой интерес. Кавказские танцы - это целое представление, ...

Балтабаева и др.).

При разработке программы Мурагер авторы опирались на положительный

опыт работы одной из первых национальных программ Елiм-ай для

общеобразовательных школ, которая представляла целостную систему

последовательного осознания и изучения казахской традиционной культуры.

Программа по музыке Елiм-ай.

Составители: М. Балтабаев, Т. Кишканбаев, Б. Утемуратова.

Алматы, Өнер, 1990 год.

Цель программы: Формирование музыкально-эстетической культуры учащихся

средствами традиционной художественной культуры казахов.

Задачи программы: Освоение духовных ценностей казахского народа; развитие

музыкально-эстетической и художественной оценки окружающей

действительности; выявление связи музыки с другими видами народного

искусства истоками их возникновения; тематическое осмысление традиционного

художественного опыта казахского народа; развитие художественно-творческой

активности личности.

Системообразующие принципы программы:

А) Интеграция музыки с другими видами искусства (народно-инструментальное,

песенное, декоративно-прикладное, народно-танцевальное, словесное, виды

художественной культуры) в опоре на мифологию, материалы древних сказаний,

легенды и другое; генезис и реконструкция религиозно-культурных воззрений:

  • память создателей (акынов, умельцев и мастеров);

Б) тематическое построение программного материала в целях реализации

поставленных задач;

  • В) нравственная направленность содержания материала. Достижение цельности

урока путем взаимосвязи видов деятельности; слушания музыки,

исполнительской деятельности, импровизации простейших мелодий; комбинации

элементов танца; драматизация песен, сказок; передачи образов персонажей

музыкальных игр и другое.

Структура программы Елiм-ай носит комплексно-вариативный характер

т.е. органически сочетает в себе чётко выделенные виды (разделы) учебно-

творческой работы и сквозные тематические разработки учебного материала по

четвертям Сарыарка, Акку, Елiм-ай.

Структурными единицами программы, видами учебной работы являются:

слушание, исполнение и творчество. Эти виды учебной работы отражают

сущность искусства как вида художественно-творческой деятельности

человека, как специфической формы познания действительности.

Так, в 1-4 классах содержание первой формы освоения социально-

культурного опыта и познания действительности происходит через казахскую

традиционную художественную культуру, где определены: развитие эмоционально-

эстетической реакции на самые разнообразные явления действительности,

начало формирования идейных установок и мировоззренческих позиций на уровне

высказываний и поведения учащихся, формирование эстетического вкуса,

интересов и потребностей в соответствии с общим и эстетическим развитием

младших школьников, уровнем их умственного развития, формированием

эмоционально прочувствованной и осмысленной эстетической оценки явлений.

Содержание второй формы опыта и познания действительности происходит

7 стр., 3284 слов

Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих ...

... учащихся с произведениями мировой художественной культуры В библиотечном фонде кабинета представлены комплекты учебников и рабочих тетрадей УМК по изобразительному искусству, которые требуются для выполнения практических работ в классе. Учебники по искусству используют учащиеся ... искусства и культуры в школе. И роль кабинета искусства здесь неоценима. Что такое школа ? Это целый мир… Школа ...

путём изучения современной отечественной художественной культуры,

знакомство с разными видами и жанрами народного искусства, с художественно-

творческой деятельностью народов Казахстана.

В 7-9 классах через систему курсов по выбору и факультативов в

программе Елим-ай определены цели: углубление и расширение эмоционально-

эстетической реакции на разнообразные явления действительности,

формирование идейных установок, мировоззренческих позиций на уровне

поведения и отношения к учёбе, к коллективу, дальнейшее развитие

эстетического вкуса, художественных интересов и потребностей, углубленное

формирование гражданской позиции школьников в охране и сохранении

памятников старины и культуры.

Художественно-эстетические знания учащихся в этих классах формируются

посредством углубленного знакомства с произведениями различных видов

искусства, памятниками культуры и архитектуры; овладения анализом

художественных произведений, раскрытие эстетического содержания явлений

природы, событий общественной жизни.

Третья форма освоения социально-культурного опыта и познания

действительности в процессе обучения искусству в 10-11 классах – это

стремление к освоению зарубежной и современной отечественной

художественной культуры: умений и навыков, расширение круга навыков и

способов художественно-творческой деятельности, дальнейшее овладение

художественно – выразительными средствами, образной передачей предметов и

явлений действительности. Использование их в опыте творческой

деятельности, создает возможность для приобщения к эстетическим нормам

общества.

Содержание программы Елiм-ай отвечает ряду требований, а именно:

  • имеет идейно-воспитательную направленность;
  • синтезирует суть различных видов искусства и художественно-эстетического

освоения действительности;

  • имеет активно-развивающий характер;
  • соответствует требованиям дидактических принципов (содержание программы

доступно для учащихся конкретного класса, соответствует их интересам и

т.д.);

  • максимально отражает межпредметные связи искусства с другими учебными

дисциплинами – родной речью, литературой, изобразительным искусством,

трудом, историей, математикой и т.д. (как по содержанию заданий, так и по

методам и приёмам обучения и воспитания);

  • использует достижения культурологии, искусствознания, филологии,

этнографии, фольклористики, истории, обществознания, краеведения, экологии

и др., то есть всех областей познания, отражающих совокупность человеческих

знаний в области духовной культуры;

  • включает игровые задания и ситуации;
  • ориентирует на использование принципов художественной педагогики: опора на

нравственный и художественно-творческий опыт детей, общение учителя с

детьми на равных в коллективном поиске истины и красоты, создание

творческой атмосферы, эмоциональной раскрепощённости на уроке как условия

развития у детей сопереживания, ввода их в мир искусства, в мир

5 стр., 2436 слов

Казахская музыка

... средств, составляет гордость, классику казахской музыкальной культуры. Создавая высокое искусство и приобщая простых людей к «божественному таинству» — музыке, они при жизни пользовались ... стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа — инструментальной, песенной, акынской. На обширной территории Казахстана формируются различные ...

прекрасного.

Развитие художественных способностей и эстетических потребностей у

учащихся тесно связано с достижением определённого уровня сформированности

интеллектуальных и художественно-эстетических умений и навыков, которые

являются основой развития образной грамотности детского творчества

выразительности творческих работ учащихся.

Таким образом, в центре обучения, воспитания стоит личность ученика,

его духовный мир, эстетическое совершенство, развитие индивидуальных

способностей.

Концепция художественно-эстетического воспитания учащихся средствами

искусства предполагает реализацию следующих задач:

1. Создание единой системы эстетического воспитания школьников

средствами различных видов искусства, эстетизацию всей жизни школы (урок,

художественные кружки, факультативы, детские художественные выставки,

концерты, олимпиады, конкурсы на лучший рисунок, кюй, песню, эстетизация

второй половины дня и т.п.).

Внеклассная и внешкольная работа включает разнообразные

художественные кружки (юный художник, юный музыкант, юный актёр, танцор и

т.д.).

В 1-6 классах, факультативные курсы (художественное творчество,

история музыкального и изобразительного искусства, скульптура, народное

прикладное искусство и тд.).

В 7-11 классах-студии, олимпиады, викторины,

беседы о художниках, композиторах, актёрах, конкурсы на лучший рисунок,

кюй, песню, танец, постоянные и сменные выставки детского рисунка и

репродукций произведений художников, посещение музеев и художественных

выставок, встречи с художниками и т.п. и направлена, прежде всего, на:

  • развитие художественных способностей, овладение языком изобразительного и

музыкального искусства, способности выявлять художественный образ в

произведениях музыки, живописи, графики, скульптуры, народного искусства,

умение видеть памятники в широком историко-социальном контексте,

обеспечивающим высокий уровень художественной культуры личности школьника,

формирования их эстетических потребностей;

  • изучение памятников истории и культуры, что воспитывает заинтересованное

отношение к национальному искусству, родному краю, фольклору;

  • создание школьных музеев изобразительного и народного искусства,

краеведения, этнографии, музеев, посвященных выдающимся композиторам,

актёрам, художникам прошлого и настоящего.

2. Создание вариантов программ для школ и классов с углубленным изучением

музыкального искусства (для 4-6 классов и 7-11 классов).

3. Создание нового учебно-методического комплекса, который поможет

реализовать связь музыкального искусства с другими учебными предметами:

литературой, историей и со всеми отраслями знаний в области духовной

культуры, повысить образовательные и воспитательные функции разных видов

искусства как учебных предметов, а также в системе внеклассной и

внешкольной работы. В этой связи необходимо создание новых видов научно-

методической литературы: учебники, учебные книги, учебные тетради для

учащихся, серии хрестоматий по курсу казахского музыкального искусства,

динамические таблицы, методическая и справочная литература для учителя и

учащихся, увлекательные рассказы о творчестве народных мастеров,

музыкантов, художников-профессионалов, о труде учёных по охране и

реставрации памятников истории и культуры.

4. Создание новых электронных учебников для учебно-воспитательных дисциплин

художественно- эстетического цикла.

Сегодня объективные условия возникновения электронного учебника

определяются в основном научно-техническим прогрессом обусловившего

технизацию сферы образования. Электронный учебник – это материальная

электронная форма педагогической технологии, взаимосвязывающей средства

обучения и воспитания с программным обеспечением компьютерной техникой и

технологиями, методы обучения и воспитания (индивидуальная, групповая),

форма контроля (текущего, итогового).

В итоге предлагается усиление роли различных видов искусства в

воспитательном и учебном процессе школы в целом, в гармоническом развитии

личности учащихся, в подготовке их к жизни и труду, активизации

человеческого фактора.

Всё это в значительной мере определяет успех для музыкально-

эстетичекого образования и воспитания, учащихся на современном этапе.

До самого последнего времени эстетическое образование в школах

Казахстана, практически ничем не отличалось от общесоюзной модели,

построенной на традициях европейского образования. Методика, рожденная в

русле Европейской культуры с её пониманием феномена музыки и её социальных

функций, ориентирована на воспитание массового субъекта этой культуры. За

годы Советской власти в системе школьного образования объективна, не

могла быть создана какая-либо иная модель образования, отличающаяся от

узаконенного центром образца. Вопрос о школе, ориентированной на

национальные духовные ценности, для Казахстана решался формальным

выделением небольшого количества часов по истории и литературе Казахстана.

На предметы эстетического воспитания оказывалось мощное давление реалий

культурной жизни советской эпохи и стереотипов массового сознания.

Лучшими системами массового воспитания детей стали те, которые

опирались на национальные традиции и отражали потребности своего народа. К

числу, получивших мировое признание систем относятся: основанная на

народной песне венгерская система З.Кодая и В.Бартока, опирающаяся на

единство народно-танцевального, песенного, фольклорно-инструментального

начала; немецкая система К. Орфа; российская система массового

музыкального воспитания, развивающая многовековую традицию культуры пения.

Развитие детей не может вестись вне культуры своего народа.

Музыкальная культура казахского народа – явление национально-

специфическое. Именно она должна стать основой национальной программы

массового музыкально – эстетического воспитания детей в казахской школе.

Массовое музыкальное воспитание – это сфера, в которой с наибольшей силой

должны формироваться субъекты, обеспечивающие преемственную связь с

массовым музыкальным сознанием народа. Это сознание должно быть

подключено к тем вековым музыкальным, психологическим и социальным реалиям,

вне которых оно не существует.

Программа, разработанная Кульмановой Ш. Б., Оразалиевой М.А.,

Сулеймановой Б.Р., берёт начало от народных традиций, обычаев, где основой

является музыка, созданная казахским народом.

Методической базой её стали научные источники, исследования в области

музыковедения, казахского фольклора, педагогики, психологии и физиологии,

передовые идеи в области музыкального зарубежья.

Главная цель программы – способствовать воспитанию средствами музыки

личности духовно богатой, творчески активной, музыкально развитой, любящей

и воспринимающей музыку как отражение жизни, традиций и обычаев казахского

народа. с уважением относящихся к искусству других народов и понимающую

классическую музыку.

Содержание программы подчиняется единой теме Ән – күй –халық

қазынасы (Песни и кюи – сокровища народа), которая находит воплощение в

музыкальном материале с 1 по 4 классы. Темы полугодий, или четвертей

каждого класса имеют свою автономность, при этом сохраняя логическую

взаимосвязь и последовательность, способствуют раскрытию главной темы.

Все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки,

музыкальная грамота, а также творческие задания тесно взаимосвязаны и

подчиняются теме каждого урока четверти.

Первое полугодие 1-го класса Сарлы да сазды әуен ( Чарующие звуки

мелодии) начинает знакомить детей с миром музыки, песен, в том числе с

народными песнями. Первоклассники приобщаются к золотому фонду

казахских народных песен, связанные с народными традициями и обычаями. Это

  • песни — колыбельные, разрезание пут, считалочки, песни о домашних

животных, о природе, о Родине, о родном крае.

Тема второго полугодия Күнберілген күміс күй (Волшебные звуки

кюя) – продолжает знакомство с творчеством казахского народа. Наряду с

казахскими народными песнями и песнями композиторов Казахстана, учащиеся

впервые знакомятся с инструментальной кюевой музыкой и казахскими народными

инструментами. А также с жизнью и творчеством видных композиторов-кюйши

изложенных в виде легенд о Коркыте, Курмангазы, Таттимбете, Даулеткерее,

Ыкыласе, Сармалае, Дине Нурпеисовой, Казангапе.

Первое полугодие 2-го класса Ән мен күй — халық үні (Песни и кюи-

душа народа) построено на показе взаимосвязи песен и кюев, посвященных

домашним животным, природе, историческим событиям и традициям казахского

народа. Второклассники более глубже осваивают понятия кюй, кюйши,

салы, сере.

Второе полугодие называется Песни и кюи в мире сказок и легенд.

Предлагается детская музыкальная сказка Кто будет первым?, написанную на

основе казахской народной сказки. Она приурочена к мусульманскому Новому

году Наурыз. Через образы животных дети видят отрицательные и

положительные качества человека.

Эпический кюй-легенда Мальчик – сирота полностью изучается в

четвёртой четверти. Кюй имеет большое воспитательное значение. В нём

показаны любовь и тоска мальчика по родному краю, своему народу, показана

победа справедливости над злом.

В этом же классе введены импровизации. История жизни казахского

народа показывает, что импровизация, сочинительство всегда были

характерной особенностью казахского народного творчества. Она развивает

музыкальные и творческие способности, логическое мышление, память,

восприятие, творческие способности.

Третий класс посвящён казахскому народному поэтическому творчеству и

его связи с певческим и инструментальным музыкальным искусством. Данный

вид искусства для казахского народа всегда имел огромный воспитательный

потенциал.

Первая четверть Древние напевы эпоса знакомит третьеклассников с

героической эпической легендой Алпамыс батыр. Даются понятия: Эпос,

Жырши, Жырау. Сказочный сюжет повествует об интересных событиях

легенды, наблюдают победу добра над злом.

Во второй четверти Мудрость песен-назиданий учащиеся слушают

вошедшие в золотой фонд казахского фольклора назидания Бухар — жырау,

Бухар — жырау, Нуртугана, а так же знакомятся с творчеством Махамбета и

Нартая.

Третья четверть Айтыс — состязание акынов показывает виды айтыса:

бадик-айтыс, айтыс девушки и джигита, акынов и др. Учащиеся также сами

учатся исполнять айтыс.

Четвёртая четверть Что такое кюй –тартыс? знакомит детей с видами

кюя-тартыса: кюй-тартыс в легендах и кюй-тартыс в шутке и юморе.

Четвёртый класс является заключительным этапом в изучении главной

темы Ән-күй-халық қазынасы. На примерах профессиональной композиторской

музыки, народных песен и кюев дети познают их взаимосвязь.

Первое полугодие называется Два течения или Могут ли песни и кюи

обрести новую жизнь. Дети впервые знакомятся с произведениями крупной

формы. Они видят как народная музыка преобразуется в симфонии, хоровых

произведениях, инструментальной музыке, опере.

Второе полугодие Народная музыка в произведениях композиторов мира,

показывает на примерах ряда отечественной и зарубежной композиторской и

народной музыки, что музыке нет границ. Но для того, чтобы понять и

полюбить музыку другого народа, нужно большое желание, терпение, уважение.

Таким образом, воспитательные возможности казахского народного музыкального

творчества, как показали исследования, являются неоспоримыми. Народная

музыка, как и музыка, вообще – есть отражение жизни, потому что она

рождается самой жизнью. Благодаря ей люди разных национальностей могут

стать ближе друг к другу.

Рассмотрев вышеперечисленные программы, можно сделать следующие

выводы:

Каждая из программ направленна не только на духовно — нравственное

воспитание учащихся, но и на развитие творческого потенциала. Это

достигается через знакомство с музыкальными традициями казахского народа и

музыкальным творчеством других народов, а так же изучением основных приёмов

игры на домбре, и слушанием кюев, айтысов.

Через активное привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям, которые

согласно замыслам программ призваны заложить основы игры на домбре и

других национальных инструментах. Но черезмерная загруженность программы

материалом, направленным на развитие способностей учащихся, привела к тому,

что Программа Мурагер не получила особого признания, Программа Елим-

ай, где так же уделено много внимания самостоятельному творчеству

учащихся, все же получила распространение, это связано с тем, что создатели

программы разделили предложенный к изучению материал на ряд логических

блоков. Это позволило достичь более прочного усвоения материала. Елим-ай

выгодно отличается от Программы Мурагер и тем, что творческая активность

учащихся в ней направлена на развитие умения видеть и слышать музыку, а так

же воспроизводить её. В то время как создатели Мурагер большое внимание

уделили знакомству с культурой казахского народа, они предлагают изучение

убранства юрт, изготовление народных орнаментов.

В этой связи следует заметить, что изученные программы по богатству

приведенного в них материала не учитывают возможности школьных учителей

музыки и в целом школ.

Необходимо отметить и тот факт, что современные программы направленны

не только на ознакомление с музыкальным наследием прошлого, но и в целом с

культурой казахского народа.

Раздел II.

Музыка Г. А. Жубановой на уроках в общеобразовательной

школе.

Художник – это тот для кого мир прозрачен, кто обладает взглядом

ребёнка, но во взгляде этом светится сознание зрелого человека; тот, кто

роковым образом, даже независимо от себя, по самой природе своей, видит не

один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним, ту неизвестную

даль которая для обыкновенного взора заслонена действительностью наивной;

  • тот, кто наконец, слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя. Эти

слова музыканта-поэта А. Блока удивительно созвучны нашему представлению

о творческом облике выдающегося деятеля музыкальной культуры, Народной

артистки СССР

и Казахской ССР, лауреата Государственной премии Казахской ССР профессора,

первой казашке профессионального композитора большого творческого

дарования Газизе Ахметовне Жубановой.

Творчество Газизы Жубановой многогранно, оно охватывает самые

различные жанры. Её произведениям свойственны глубокая идейная

содержательность, прочные связи с родной национальной культурой. Композитор

постоянно стремился внести новое оригинальное в казахскую советскую музыку.

Ею написаны такие симфонии как Жигер, Остров женщин,

Сарыозекские метафоры; многочисленные оратории и кантаты Заря над

степью, Ленин, Песня Татьяны, Возлюби, человек человека и другие;

  • неповторимые концерты для скрипки, виолончели и фортепиано; удивительные по

языку инструментальные, хоровые, вокальные сочинения, поэтические и

трагические балеты Легенда о белой птице Ақканат, Хиросима), оперы

Енлик – Кебек, Двадцать восемь, Курмангазы; музыка к драматическим

спектаклям, кино, камерные сочинения. Они отличаются зрелостью мысли,

высоким профессионализмом, индивидуальностью музыкального языка, широкими

эмоциональными особенностями музыки казахского народа. В них заложено

острое чувство молодости и жизнеутверждающая сила искусства. Всем этим

Газиза Жубанова вписала яркую страницу в историю казахской музыкальной

культуры, значительно обогатив её новым содержанием, современной техникой

композиторского письма, новыми выразительными средствами.

Газиза Жубанова – это не ординарный художник, в своём творчестве, она

поднимает глобальные вопросы жизни, созидания, назначения человека. Она

наделена особым художественным взглядом, ибо постоянно ощущается её

причастность к тому, что она создаёт. Во всех её сочинениях одновременно

сочетается малое в объёмном и наоборот в мировых проблемах можно усмотреть

сопричастность отдельновзятого человека. Эти качества таланта отличают

Газизу Жубанову, как художника – композитора.

Выступая, как чуткий художник, Газиза Жубанова в своих произведениях

создаёт в одном случае большую многоплановую композицию, последовательно

используя принципы контрастных сопоставлений, в другом – избирая характер

сказа, созвучного эпической струе казахской художественной культуры, в

третьем — пользуясь средствами большого идейно-художественного философского

обощения. Обращаясь к тем или иным фольклорным жанрам, композитор смело и

активно воздействует на их образность и стилистику. Особенно оригинально и

плодотворно обращение Газизы Жубановой к инструментальным жанрам казахов-

кюям. Использует ли она пьесу для кобыза Ерден-кюй во второй части

скрипичного концерта, берёт ли кюй –легенду Аксаккулан в основу

одноимённой симфонической поэмы, притворяет ли кюй Серпер Курмангазы в

четвёртой части оратории Заря над степью, или создаёт радостно-

приподнятую атмосферу в Праздничной увертюре через кюй Туркеша Конил

  • ашар — во всех этих случаях происходит взаимное обогащение

профессионального творчества и фольклорных жанров. Красноречивым примером в

этом отношении может служить Народный танец из первого действия балета

Легенда о белой птице, в основу которой положен кюй народного композитора

Дины Нурпеисовой Асем коныр. В результате изобретательной обобщенности

непритязательная двухголосная пьеса превращается в масштабное произведение,

отличающееся подлинным симфоническим размахом. Симфония Жигер названная

по одноимённому кюю великого кюйши Даулеткерея, является блестящим

доказательством новаторских поисков Газизы Жубановой, направленных на то,

чтобы найти новую трактовку традиционной формы, новый подход к широкому её

развитию.

Щедрость чувств, напряжённость высказывания, наиболее привлекательные

и характерные черты творчества Газизы Жубановой. Высокая одухотворённость,

своеобразие музыкального языка, ритмическая изобритательность, мышление

широкого масштаба, порой неожиданное претворение темы – отличительные черты

её композиторского почерка. В творческом мире композитора есть место

страстям, столкновениям, конфликтам, однако над всем этим привалирует

чувство восприятия красоты мира, открываемого гражданский пафос,

интеллектуальная во всей полноте через главную лирическую линию. Поднимая в

своём творчестве традиции народного искусства на уровень сегодняшнего дня,

придавая им интернациональное звучание, Газиза Жубанова создала яркие,

современные подлинно национальные произведения.

В её счастливой судьбе переплетались плодотворные влияния отца –

Ахмета Куановича Жубанова, одного из основоположников казахской

профессиональной музыки. Одухотворённая атмосфера семьи продолжая в

дальнейшем обучение в Москве, среди столпов русской и советской

музыкальной культуры. Незабываемые впечатления, связанные с именами и

творчеством Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Хачатуряна, Кабалевского,

Шапорина, Свиридова, Караева сформировали композиторскую и художническую

позицию Г. Жубановой; живая традиция классиков наследовалась и передавалась

в свою очередь многочисленным ученикам композитора – педагога.

Стремление привить серьёзное и любовное отношение к своей работе,

требовательность к себе и к своим ученикам, забота, интерес к жизни и быту,

к материальному существованию каждого, кто нуждался в поддержке или

обращался за помощью – стало частью смысла содержания жизни, освящённой

внутренней духовной красотой поддерживаемой активной жизненной позицией.

Также было удивительным сочетание нежности, спокойствия,

умиротворённости в характере, с волей, отвагой, решительностью в проявлении

таланта общественного деятеля которого волновали вопросы духовной

культуры, нраственности, бытования музыкального искусства в системе

общественных ценностей.

2.1. Жизненный и творческий путь Г. А. Жубановой.

Газиза Жубанова родилась в 1927 году в селе Жанатурмыс Актюбинской

области. Среди своих братьев и сестёр, которые тоже стали известными

людьми в других областях науки и культуры, она пошла по стопам отца Ахмета

Куановича Жубанова – одного из основоположников казахской современной

музыки, учёного – фольклориста, композитора и педагога. Влияние отца и его

окружения на интересы будущего композитора особенно сильно начали

сказываться в детстве и в юношеские годы, когда, переехав в Алматы,

А.Жубанов включился в организацию музыкальных коллективов. Газиза Жубанова

росла и развивалась в среде народных музыкантов, составивших впоследствии

оркестр народных инструментов. Вот как об этом вспоминает она сама:

Репетиции музыкантов оркестра часто проходили у нас в доме под

руководством отца, и я, притаившись

где — нибудь в уголке подолгу слушала народные кюи. Это оставило

впечатление и развило любовь к музыке. Уже в школе, которую Г.Жубанова

закончила с отличием, она пробовала сочинять, и тогда же определилось её

желание стать композитором.

Музыкальное образование она получила в Москве, сначала в училище

имени Гнесиных в классе профессора М. Гнесина, затем в консерватории и

аспирантуре у профессора Ю. Шапорина. Она была первым казахским

композитором, получившим полное специальное композиторское образование в

Москве. Её творческие опыты во время ученичества раскрыли лирическую

природу дарования и образную яркость музыки (романс Тёмной ночью на слова

Абая, лирическая поэма для струнного оркестра, прелюдий для фортепиано).

Годы учёбы сформировали высокий профессионализм, владение разнообразной

композиторской техникой, богатые знания не только мировой музыкальной

культуры, но и других видов искусств. Здесь же родилось ощущение себя

частью большого мира искусства, творческая открытость. Итогом этих лет

явились симфоническая поэма Ақсақ құлан и дипломная работа – Концерт для

скрипки с оркестром.

После завершения учёбы началась активная, плодотворная работа на

благо казахской культуры. Газиза Жубанова ясно осознавала свою миссию –

развивать вслед за старшим поколением композиторов казахскую музыку.

Разносторонность её творческой натуры раскрывалась постепенно. Начав свою

деятельность как композитор, затем она проявила себя как педагог,

общественный деятель. Она везде была активна. Как педагог кафедры

композиции, она воспитала много молодых своих последователей, среди них:

Серкебаев А., Кибиров С., Мухамеджанов Т., и др. Как ректор консерватории

она содействовала формированию национальных кадров – музыкантов-

исполнителей и музыковедов. Её поддержка талантливой молодёжи помогла

выйти на международную сцену: А. Мусаходжаевой, Г. Мурзабековой, пианисткам

Г. Кадырбековой и Ж. Аубакировой, дирижёру Т. Абдрашеву и многим другим.

Благодаря её усилиям была создана музыковедческая школа, стали защищаться

диссертации по проблемам фольклора и композиторского творчества.

В общественно-государственной деятельности у Г. Жубановой тоже много

заслуг. Она – член художественных советов различных общественно-

политических организаций, возглавляла Союз композиторов Казахстана и

являлась активным членом его Правления. Общественная и профессиональная

деятельность видны также в знаках внимания, оказанных ей Государством и

Правительством. Она – народная артистка СССР, Лауреат Государственной

премии КазССР, премий Ленинского Комсомола и Казахстана, профессор.

Главной сферой отражения разносторонности творческого дарования

Газизы Жубановой является сочинение музыки. Весь творческий путь на

протяжении четырёх десятилетий предстаёт как линия, восходящая вверх и

расширяющаяся в стороны. Нет такого жанра, в котором не попыталась бы

выразить себя Г. Жубанова. Она – автор опер и балетов, симфоний, увертюр,

поэм, оркестровых и камерно-инструментальных произведений, концертов, трио

и квартетов, романсов и песен, ораторий и кантат, хоровых поэм, музыки к

драматическим спектаклям и кино. Создании произведений, в их внутреннем

содержании просматривается творческая последовательность от конкретного к

обобщённому, от вокального к инструментальному.

Начало творческого пути связано с осмыслением национального стиля.

Народные образы и сюжеты, кюи и песни стали основой симфонической поэмы

Ақсақ құлан, балета Легенда о белой птице, оратории Заря над степью.

У Газизы Жубановой сложился свой национальный стиль, черты которого

узнаются даже в тех произведениях, которые будучи написанными позже,

характеризуют другую линию её творчества – стремление к универсальности (

Вторая симфония Остров женщин, оратория Возлюби человек человека,

концерт для фортепиано с оркестром).

В кругу творческих интересов были

всегда традиции, язык и образы других народов (балет Хиросима).

Через них

находилось общее, объединялось различное и выражалось индивидуальное

видение вечно волнующих человека проблем, где бы и когда бы он ни жил.

Среди своих современников Газиза Жубанова выделяется обострённым

ощущением современного. Она находит такой поворот темы, который высвечивает

созвучные современности